Клиенты у электрика бывают четырех видов. Эти виды отличаются по взглядам на жизнь, по уровню доходов и по степени уважения к труду электрика. Статья очень ИМХО, у каждого электрика своё мнение на этот счёт.

1. Социальные.

В эту группу в основном входят бабушки, у которых “чего-то лампочка в туалете потухла”. Во время работы предстоит узнать всё о соседях, детях, внуках и правительстве. Платят пенсионеры хорошо, ведь готовятся они к приходу заранее. Плату за свою работу лучше называть сразу, но особо подчеркивать: “это предварительная цена, дальше посмотрим!”.
Однажды я у одной пенсионерки искал обрыв в стене, перепахал все стены и коробки. Нашел, есть контакт! Когда зашла речь о цене,
посмотрев на разгромленную хату, я сказал: “400 рублей.” “Ого! ничего себе!” Ну, думаю, зря я опять с социалкой связался, хотя бы три сотни с неё взять! “Ничего себе!” – продолжает бабуля. “Потратил столько времени, устал бедный, а я зато теперь со светом! На тебе тысячу!”

2. Обычные.

Это простые работяги, в электричестве разбираются не особо, с расспросами и рассказами не пристают. С такими проще всего. Им не важен электрик, им важно решить проблему, и чтобы в доме был свет.

3. Крутые.

Это откровенно богатые люди. Тут весь вопрос – в цене. Ведь для этой группы “сэкономил – значит заработал”. Жмут каждую копейку, постоянно намекают, что очень дорого беру. Могут кинуть на деньги, приводя различные доводы, поэтому особенно важно перед началом любых работ обсудить цену и сроки работы устно и затем составить план-схему с подробными расчетами стоимости работы и материала.
Зато, если понравится работа, могут заплатить за работу сверх суммы, а также самое ценное – дадут рекомендации своим друзьям, когда те будут строить себе коттедж или будут делать проводку в 4-х комнатном стройварианте.

4. Электрики.

Это специфическая группа клиентов, которые имеют техническое (хуже – электротехническое) образование и даже опыт работы. Отличаются от крутых тем, что цену работы могут занижать ещё жестче (“да я это тебе за пять минут сделаю!”), и даже несмотря на предварительно составленную план-схему будут постоянно вникать во все технические мелочи, говоря: “А я бы тут по-другому сделал!”, намекая на мой непрофессионализм.

Выводы.

В любом случае, клиент вызвал электрика с основной целью – решить свои проблемы. Надо постоянно об этом помнить. С другой стороны, клиент – это человек, а с человеком надо вести себя по-человечески, и от общения тут никуда не деться. А от отношения с человеком формируется и отношение к его работе.

Успехов и стабильного напряжения!