Тепловое реле служит для тепловой защиты электродвигателя. Реле защищает двигатель от перекоса фаз или пропадании фазы, от механической перегрузки и заклинивания ротора.
Тепловое реле двигателя, так же, как и защитный автомат, имеет время-токовую характеристику, которая показывает, что тепловое реле не может сработать при превышении тока уставки мгновенно.
Подробнее про эти характеристики – здесь.
Важно, что спасти от короткого замыкания тепловое реле не может – просто не успеет. Поэтому в цепь питания двигателя всегда перед пускателем ставят автоматический выключатель, предохраняющий от КЗ.
Во всех современных “теплушках” есть одна пара нормально открытых (НО, NO) контактов и одна пара нормально закрытых (НЗ, NC). Обычно схему питания контактора строят так, что при срабатывании теплового реле НЗ контакты разрывают цепь питания катушки контактора, а НО контакты замыкаются и включают цепь индикации аварии.
Тепловая защита электродвигателя заключается в том, что при прохождении через силовые контакты теплового реле тока двигателя нагревается специальная биметаллическая пластина, которая приводит в действие сигнальные контакты. Контакты слаботочные, и включаются в цепь управления пускателем.
При срабатывании реле необходимо устранить причину аварии, затем привести реле в исходное состояние. Для этого на корпусе имеется красная кнопка возврата, на которой напечатана буква R (Reset). В некоторых моделях возврат осуществляется автоматически.
Как правило, тепловое реле крепится непосредственно на выходные контакты пускателя. И без пускателя не используется. Соответственно, тепловое реле включено с двигателем последовательно.
Для различных вариантов пускателей необходимо передвинуть выводы (контакты) теплового реле для правильной фиксации.
На фото видно (слева), как рекомендовано передвинуть ножки для разных пускателей.
Фиксация также обеспечивается специальным крючочком, который зацепляется за пускатель.
Такие тепловые реле можно применять только для контакторов советских разработок типа ПМЛ, для других производителей тепловые реле РТЛ могут не подойти.
Выбор теплового реле по мощности двигателя
У теплового реле есть один основной параметр, показывающий ток, при котором реле отключит электродвигатель. Ниже приводится таблица по выбору теплового реле для электродвигателей.
Номинальный | Тип реле | Диапазон регулирования максимального тока, А | Мощность | |
10 | РТЛ-1004 | 0,38 … 0,65 | – | |
РТЛ-1005 | 0,6 … 1 | – | ||
РТЛ-1006 | 0,9 … 1,6 | 0,4 | ||
РТЛ-1007 | 1,5 … 2,6 | 0,75 | ||
РТЛ-1008 | 2,4 … 4 | 1,5 | ||
25 | РТЛ-1010 | 3,8 … 6 | 2,2 | |
РТЛ-1012 | 5,5 … 8 | 3 | ||
РТЛ-1014 | 7 … 10 | 4 | ||
40 | РТЛ-1016 | 9,5 … 14 | 5,5 | |
РТЛ-1021 | 13 … 19 | 7,5 | ||
63 | РТЛ-1022 | 18 … 25 | 11 | |
РТЛ-2053 | 23 … 32 | 15 | ||
РТЛ-2055 | 30 … 41 | 18,5 | ||
РТЛ-2057 | 38 … 52 | 22 | ||
РТЛ-2059 | 47 … 64 | 25 | ||
РТЛ-2061 | 54 … 74 | 30 |
Распространенные марки тепловых реле – РТЛ и РТИ, которые по параметрам идентичны, и отличаются в основном креплением и конструкцией.
В интернете гуляет табличка выбора теплового реле двигателя по мощности, где подробно перечислены параметры тепловых реле серии РТЛ. Стоит сказать об ошибке – во второй строке внизу вместо “РТЛ-ЮООМ” следует читать “РТЛ-1000М”. Кто-то распознавал бездумно.
• Выбор теплового реле / Выбор электротеплового реле - таблица параметров, pdf, 34.01 kB, скачан: 8031 раз./И ещё фото старенькой теплушки, фото новых легко найти в интернете.
Подробно про схему подключения теплового реле и схему подключения пускателя к трехфазному двигателю рассказано в другой моей статье. Рекомендую.
Рекомендую также
Книги по электродвигателям
• В.Л.Лихачев. Асинхронные электродвигатели. 2002 г. / Книга представляет собой справочник, в котором подробно описано устройство, принцип работы и характеристики асинхронных электродвигателей. Приводятся справочные данные на двигатели прошлых лет выпуска и современные. Описываются электронные пусковые устройства (инверторы), электроприводы., djvu, 3.73 MB, скачан: 9536 раз./
• Беспалов, Котеленец - Электрические машины / Рассмотрены трансформаторы и электрические машины, используемые в современной технике. Показана их решающая роль в генерации,
распределении, преобразовании и утилизации электрической энергии.
Даны основы теории, характеристики, режимы работы, примеры конструкций и применения электрических генераторов, трансформаторов и
двигателей., pdf, 16.82 MB, скачан: 3414 раз./
• Каталог двигателей Электромаш / Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором - каталог производителя, pdf, 3.13 MB, скачан: 2267 раз./
• Каталог двигателей ВЭМЗ / Параметры и каталог двигателей, pdf, 3.53 MB, скачан: 1996 раз./
• Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию / Практические расчеты по электрооборудованию, теоретические сведения, методики расчета, примеры и справочные данные., zip, 1.53 MB, скачан: 3962 раз./
• Карпов Ф.Ф. Как проверить возможность подключения нескольких двигателей к электрической сети / В брошюре приведен расчет электрической
сети на колебание напряжения при пуске и самозапуске асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей
с асинхронным пуском. Рассмотрены условия,
при которых допустим пуск и самозапуск двигателей. Изложение методов расчета иллюстрируется числовыми примерами.
Брошюра предназначена для квалифицированных электромонтеров в качестве пособия при выборе типа электродвигателей, присоединяемых
к коммунальной или промышленной электросети., zip, 1.9 MB, скачан: 2540 раз./
• Руководство по эксплуатации асинхронных двигателей / Настоящее руководство содержит наиболее важные указания по транспортировке, приемке, хранению, монтажу, пусконаладке, эксплуатации, техническому обслуживанию, поиску неисправностей и их устранению для электродвигателей производства «Электромашина».
Руководство по эксплуатации предназначено для трехфазных асинхронных электродвигателей
низкого и высокого напряжений серий А, АИР, МТН, МТКН, 4МТМ, 4МТКМ, ДА304, А4., pdf, 7.54 MB, скачан: 3701 раз./
• Таблица выбора теплового реле. / Выбор теплового реле., pdf, 34.01 kB, скачан: 5291 раз./
• Иноземцев Е.К. Ремонт асинхронных электродвигателей / Иноземцев Е.К. Ремонт асинхронных электродвигателей электростанций. Рассмотрены конструкция и техническая характеристика асинхронных электродвигателей серий А, АО. А2, А02,4А, АИ, 5А, 6А, А, КА, АДА, ДАН, АН, АД, 2 АС ВО, 4МТН, А2К, А2КП, ДАСК, ВРА, АВР, АВРМ,
2ВРМ, ЗВРМ, ВРПВ, АИУВ, ВРФВ, АВТ.
Изложена технология ремонта электродвигателей и их узлов, разборочно-сборочных работ. Приведены приспособления для выполнения работ с учетом передовых методов ремонта и технологий. Рассмотрены вопросы сушки электродвигателей, а также электрических испытаний и измерения обмоток., djvu, 1.84 MB, скачан: 1477 раз./
• Торопцев Н. Д. Трехфазный асинхронный двигатель в схеме однофазного включения с конденсатором / Торопцев Н. Д. Трехфазный асинхронный двигатель в схеме однофазного включения с конденсатором. 2000 — 72 с; ил. [Библиотечка электротехника, приложение к журналу "Энергетик", Вып. 7(19)]. Рассмотрены особенности применения трехфазного асинхронного
двигателя в качестве конденсаторного, а также различные схемы включения. Даны простые соотношения для определения рабочей емкости конденсатора. Приведены основные технические данные трехфазных асинхронных двигателей серий КА и 4А (сельскохозяйственного назначения), а также конденсаторов различных типов., djvu, 1.84 MB, скачан: 1743 раз./
• Пуск и защита двигателей переменного тока / Пуск и защита двигателей переменного тока. Системы пуска и торможения двигателей переменного тока. Устройства защиты и анализ неисправностей двигателей переменного тока. Руководство по выбору устройств защиты. Руководство от Schneider Electric, pdf, 1.17 MB, скачан: 3976 раз./
Сейчас такие тепловые реле не используются, везде ставят мотор-автоматы. Это автомат и теплушка в одном корпусе, очень рекомендую.
древность несусветная
)) точно, мотор-автоматы везде, но смысл тот же.
А у нас стоит точно такое тепловое реле как показано на последнем рисунке, дак когда фаза пропала, то движок нахер сгорел, а реле не сработало…
Печально, но могу предположить:
1.Схема была собрана неправильно, кто-то когда-то ремонтировал, не стал разбираться, пустил напрямую питание катушки пускателя, без контактов теплового реле. Такое встречается в старом оборудовании, к сожалению.
2. Ток теплового реле был выставлен неправильно – слишком большим. Настоятельно рекомендую, периодически проходить с клещами при работающих двигателях, проверять тепловой ток. Ток теплушки надо выставлять на 10-15% больше номинального тока двигателя (на шильдике). И мотор-автомат тоже подбирать соответственно, он должен спасти не только при перегрузке, но и при КЗ.
Здравствуйте. Можно ли подключить эл.двигатель через кнопку без теплового реле и как?
Одной кнопки недостаточно, минимум – Пуск, Стоп, и контактор.
Если почему-то не хотите ставить тепловое реле, и ограничены в средствах, то для включения используйте защитный автомат – это и защита, и коммутация.
Без теплового реле работать будет, но если что – сгорит двигатель, или электрика.
Как подключить двигатель, в том числе и без теплового реле – подробно у меня здесь.
можно подключить одной кнопкой, т.е. через бистабильное реле, которое будет подавать питание на катушку, при условии что катушка пускателя на 220В. но это всего лишьгипотеза
скажите пж , чем он отличается реле от автомата? ведь автомат тоже работает как тепловое, выключает при достижении максимального тока, скажем трехполюсной автомат на 6 ампер при достижении 7 ампер он также выключит нагрузку как и реле
Защитного автомата, или мотор-автомата достаточно, чтобы полностью отключить питание двигателя в случае превышения номинального тока.
Тепловое реле – это всего лишь по сути датчик тока, который у которого срабатывают контакты при тех же условиях. Однако, через эти контакты не течёт ток двигателя. Эти контакты размыкают обычно питание катушки контактора, и уже контактор отключает двигатель.
Подробнее о применении мотор-автоматов и тепловых реле, а также о разнице между ними – в статье про подключение электродвигателя.
нет вы не поняли не мотора автомата а обычного автомата я имел ввиду, у меня уже есть обычное тепловое реле , я не пойму разницы между обычным автоматом и реле , ведь автомат отключает нагрузку не только от короткого но еще и от тепловой перегрузки по сути тот же реле? тольео реле регулировать колесом можно ток меньше больше? спасибо заранее
автоматический выключатель имеет электродинамический расцепитель и тепловой. Электродинамический при кз, а тепловое при перегрузках.
Мотор-автомат и автомат в данном случае одно и то же почти, см. по ссылке выше.
Но рассмотрим обычный автомат и тепловое реле.
При превышении тока автомат разрывает силовые контакты (3 фазы на двигатель).
При превышении тока тепловое реле разрывает только слаботочный контакт, который входит в цепь управления контактором. И уже этот контактор разрывает 3 фазы на двигатель.
Ещё важно – реле не реагирует на КЗ, только на тепловую перегрузку. А автомат и на тепло, и на кз.
Очень рекомендую ссылку выше, там подробно рассмотрен этот вопрос.
вобщем я понял для чего реле- оно быстрее срабатывает + можно регулировать ток срабатывания меньше больше, автомат срабатывает не сразу а при превышении тока в 1.5 раза и через какое то время скажем минут через 1-5 чем больший ток тем быстрее
Не совсем так.
Реле срабатывает примерно так же как и автомат (при одинаковом установленном токе).
По поводу срабатывания через какое время при каком токе – у каждого автомата и теплового реле есть токо-временная характеристика, по ней можно точно сказать, когда и при каком токе сработает автомат.
Подробнее здесь.
Самый лучший вариант при защите двигателя – использовать мотор-автомат. Это –
1. Защита от перегрузки по току
2. Защита от КЗ
3. Можно точно выставить ток срабатывания в зависимости от реальной нагрузки
4. Размыкание питания на двигатель, без дополнительной схемотехники.
а при однофазном подключении 3ф двигателя , кондер вешать после реле сразу- оба провода , или один провод конденсатора после реле -берем фазу и заводим опять сверху магнитного пускателя до реле – пошел на третью фазу двигателя? типо ток потечет по всем 3 фазам и будет защищать 3 фазы, а не 2ух обмоток в случае если просто подключить кондер после реле оба конца, или через конденсатор ток не течет?
Подскажите пожалуйста, тепловое реле ТРН 40, у него на шкале регулировки тока от -0+, что такое ноль и плюс я так понял это увеличение тока срабатывания. А у меня если этот винт кручу на релн от ноля в сторону минуса то реле отключается, при этом реле отключено от нагрузок.
Если через реле не течет ток, оно не должно отключаться в любых положениях регулятора уставки тока.
Возможно, оно неисправно.
Выбрать тепловое реле для защиты 3-х фазного ас двигателя от перегрузок
Наминальные данные это двигателя следующие Рn=4,0 кВт I=8,6A
Это вопрос или предложение? )))
Если вопрос – ответ есть в статье.