Поиск
Свежие комментарии

Устройство плавного пуска электродвигателя. Пример применения.

Устройство плавного пуска ABB PSR-25-600 для плавного пуска электродвигателя

Устройство плавного пуска ABB PSR-25-600

Всем привет!

Сегодня будет статья, в которой показан реальный пример использования устройства плавного пуска (мягкого пускателя) на практике. Плавный пуск электродвигателя установлен мною на реальном устройстве, приводятся фото и схемы.

Что это за устройство, я ранее подробно рассказывал в статье про мягкий пускатель. Напоминаю, что мягкий пускатель и устройство плавного пуска суть одно и то же устройство. Названия эти берутся от английского Soft Starter. В статье я буду называть этот блок и так, и эдак, привыкайте). Информации по устройствам плавного пуска в интернете достаточно, рекомендую также почитать здесь.

Моё мнение по пуску асинхронных двигателей, подтвержденное многолетними наблюдениями и практикой. При мощности двигателя более 4 кВт стоит подумать, чтобы обеспечить плавный разгон двигателя. Это нужно при тяжелой, инерционной нагрузке, которая как раз и подключается на вал такого двигателя. Если двигатель используется с редуктором, то ситуация полегче.

Простейший и самый дешевый вариант плавного пуска – вариант с включением двигателя через схему “Звезда-Треугольник”. Более “плавные” и гибкие варианты – устройство плавного пуска и преобразователь частоты (в народе – “частотник”). Есть ещё древний способ, который уже почти не применяется – двухскоростные двигатели.

Кстати, верный признак того, что двигатель питается через частотник – хорошо слышимый писк с частотой около 8 кГц, особенно на низких оборотах.

Я уже использовал устройство плавного пуска от Schneider Electric, был такой положительный опыт в моей деятельности. Тогда нужно было плавно включать/выключать длинный круговой конвейер с заготовками (двигатель 2,2 кВт с редуктором). Жаль, что фотоаппарата тогда не было под рукой. Но в этот раз всё рассмотрим очень детально!

Зачем понадобился плавный пуск двигателя

Итак, проблема — на котельной есть насосы подпитки котла водой. Всего два насоса, и включаются они по команде от системы слежения за уровнем воды в котле. Одновременно может работать только один насос, выбор насоса осуществляет оператор котельной путем переключения водяных кранов и электрических переключателей.

Насосы приводятся в действие обычными асинхронными двигателями. Асинхронные двигатели 7,5 кВт включаются через обычные контакторы (магнитными пускателями). А поскольку мощность большая, то пуск очень жесткий. Каждый раз при пуске возникает ощутимый гидроудар. Портятся и сами двигатели, и насосы, и гидросистема. Иногда такое ощущение, что трубы и краны сейчас разлетятся вдребезги.

Кроме того, когда котёл остывший, и в него резко подается горячая вода (так надо по технологии, около 95 °С), то происходят неприятные явления, напоминающие взрывообразное бурление.

Всего на котельной два идентичных котла, но во втором установлены частотники на насосы. Котлы (точнее, парогенераторы) вырабатывают пар с температурой более 115 °С и давлением до 14 кгс/см2.

Жаль, что конструкцией котла в электросхеме не предусмотрено было плавное включение двигателей насоса. Хотя котлы итальянские, на этом было решено сэкономить…

Повторюсь, что для плавного включения асинхронных двигателей мы имеем на выбор такие варианты:

  • схема «звезда-треугольник»
  • система плавного пуска (мягкий пуск)
  • частотный преобразователь (инвертор)

В данном случае необходимо было выбрать тот вариант, при котором бы было минимальное вмешательство в рабочую схему управления котлом.

Дело в том, что любые изменения в работе котла должны быть обязательно согласованы с производителем котла (либо сертифицированной организацией) и с надзорной организацией. Поэтому изменения должны быть внесены незаметно и без лишнего шума. Хотя, в систему безопасности я не вмешиваюсь, поэтому тут не так строго.

Мои постоянные читатели знают, что теперь, после сдачи экзаменов в Ростехнадзоре, я имею полное право выполнять работы по КИПиА в котельной.

 Выбор устройства плавного пуска

Для начала посмотрим на шильдик двигателя:

Двигатель насоса, который подключается к схеме плавного пуска

Двигатель насоса, который подключается к схеме плавного пуска

Мощность двигателя – 7,5 кВт, обмотки соединены в схему “треугольник”, номинальный потребляемый при этом ток – 14,7А.

Вот как выглядела система пуска (“жёсткая”):


Может, это тоже будет интересно?



Система прямого пуска двигателей нососов

Система прямого пуска двигателей насосов

Напоминаю, что у нас два двигателя, и запускаются они контакторами 07КМ1 и 07КМ2. Контакторы снабжены блоками дополнительных контактов – для индикации и контроля включения.

В качестве альтернативы было выбрано устройство плавного пуска ABB PSR-25-600. Его максимальный ток – 25 Ампер, так что запас у нас хороший. Особенно, если учесть, что работать придётся в тяжелых условиях – количество пусков/стопов, высокая температура. Фото – в начале статьи.

Вот наклейка на софтстартере с параметрами:

ABB PSR-25-600 - параметры

Soft Starter ABB PSR-25-600 – параметры

  • FLA – Full Load Amps – значение силы тока при полной нагрузке – почти 25А,
  • Uc – рабочее напряжение,
  • Us – напряжение цепи управления.

Установка софтстартера

Примерил для начала:

Пробная установка блока плавного пуска

Пробная установка блока плавного пуска

По высоте подходит один в один, по ширине тоже, только длина чуть больше, но место есть.

Теперь вопрос по цепям управления. Контакторы в исходной схеме включались напряжением 24 VAC, а наши АББ управляются напряжением минимум 100 VAC. Налицо необходимость промежуточного реле либо изменения напряжения питания цепи управления.

Однако, на официальном сайте ABB я нашёл схему, где показано, что это устройство способно работать и при 24 VAC. Попытал счастья – не получилось, не запускается…

Что же, ставим промежуточное реле, которое приводит напряжение к нужному уровню:

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Вот с другого ракурса:

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Пример монтажа системы плавного пуска электродвигателей

Вот и всё. Промежуточные реле обозвал 07КМ11 и 07КМ21. Кстати, они также нужны и для дополнительных цепей. Через них включаются индикаторы, и сухие контакты для внешнего устройства (пока не используются, в старой схеме – оранжевые провода).

Когда хотел управление использовать напрямую, без реле (24 VAC), планировал индикаторы включения пустить через контакты Com – Run, которые теперь остались неиспользованные.


Датчики движения - огромный выбор

Датчики движения — огромный выбор

Посмотрите, что есть интересного на АлиЭкспресс:

Большой выбор разнообразных датчиков движения — миниатюрные, с выносным датчиком, под пайку, комнатные, встраиваемые, уличные, микроволновые!

Читайте подробнее про ремонт датчиков движения!

А также — про схему датчика движения, его устройство и параметры, микроволновые датчики, различные схемы включения датчиков!


Схемы плавного пуска

Вот исходная схема.

Схема жесткого пуска двигателей, через контакторы (исходная)

Схема жесткого пуска двигателей, через контакторы (исходная)

А вот как нехитро я изменил схему:

Схема с плавным пуском двигателей на софтстартерах

Схема с плавным пуском двигателей на софтстартерах

По настройкам – коротко. Тут три регулировки – время разгона, время замедления, и начальное напряжение.

Можно было бы использовать одно устройство плавного пуска, и контакторы выбора двигателя (переключать одно устройство на два двигателя). Но это усложнит и сильно изменит схему, и понизит надежность. Что для такого стратегического объекта, как котельная, очень важно.

Осциллограммы напряжения

Орешек знанья твёрд, но всё же
мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
киножурнал «Хочу всё знать!»

Собрать схему отверткой всякий может. А для тех, кто хочет увидеть напряжение и понять, какие реальные процессы происходят, без осциллографа не обойтись. Публикую осциллограммы на выходе 2Т1 устройства плавного пуска.

Двигатель выключен. Чистый синус.

Двигатель выключен. Чистый синус.

Не правда ли, логическая нестыковка – двигатель выключен, а напряжение на нём есть?! Это особенность некоторых устройств мягкого пуска. Неприятная и опасная. Да, на двигателе есть напряжение 220В, даже когда он стоит.

Дело в том, что управление происходит только по двум фазам, а третья (L3 – T3) подключена к двигателю напрямую.  А так как тока нет, то на всех выходах устройства действует напряжение фазы L3, которое проходит через обмотки двигателя. Та же ерунда бывает и в трехфазных твердотельных реле, вот моя статья.

Услуги блога СамЭлектрик.ру. >>> ПЕРЕЙТИ И УЗНАТЬ ПОДРОБНОСТИ >>>

Будьте осторожны! При обслуживании двигателя, подключенного к устройству мягкого пуска, отключайте вводные автоматы, и проверяйте отсутствие напряжения!

Запуск. Тиристоры режут фазу нещадно.

Запуск. Тиристоры режут фазу нещадно.

Поскольку нагрузка индуктивная, то синусоида не только режется на куски, но и сильно искажается.

Кстати, рекомендую ознакомиться с осциллограммами на выходе источника бесперебойного питания. Там тоже не всё так однозначно.

Помеха прёт, и это надо учитывать – возможны сбои в работе контроллеров и другой слаботочки. Чтобы это влияние уменьшить, надо разносить и экранировать цепи, устанавливать дроссели на входе, и др.

Двигатель почти включен. Около 90% от энергии синуса.

Двигатель почти включен. Около 90% от энергии синуса.

Фото сделано да пару секунд до того, как включился внутренний контактор (байпас), который подал полное напряжение на двигатель.

Фото корпуса

Ещё небольшой бонус – несколько фото внешнего вида устройства плавного пуска ABB  PSR-25-600.

ABB PSR-25-600 - вид снизу

ABB PSR-25-600 – вид снизу

Опция - подключение вентилятора для охлаждения, в случае больших нагрузок

Опция – разъем и крепления для подключения вентилятора охлаждения, в случае больших нагрузок

ABB PSR-25-600 - входные силовые клеммы и клеммы питания и управления.

ABB PSR-25-600 – входные силовые клеммы и клеммы питания и управления.

Крепёж на ДИН-рейку. Надежный и качественный, как и вся продукция ABB.

Крепёж на ДИН-рейку. Надежный и качественный, как и вся продукция ABB.

 

Пока всё, вопросы и критика в комментариях по плавному пуску электродвигателей приветствуются!

С майскими праздниками!

 


Рекомендую ещё:


Статья понравилась? Добавьте её в свою соц.сеть и дайте оценку!

Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (Пока оценок нет)
Загрузка...


Если статья оказалось полезной или появились вопросы -
пожалуйста, оставьте комментарий.

(через форму ВКонтакте, или через обычное комментирование)


44 комментария
на “Устройство плавного пуска электродвигателя. Пример применения.”

  • Alex SNo Gravatar:

    Плавный пуск актуален для двигателей большой мощности. В быту таких практически нет. У меня сложилось мнение, что SamElectric ориентирован именно на “домашних” пользователей. Вижу, что ошибался, видимо, круг читателей гораздо шире.

    Ответить
    • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

      Да, круг моих интересов постоянно ширится)
      Это блог (дневник), поэтому пишу обо всём, с чем имею дело.

      Бытовая электрика конечно более популярна, но и сайтов по электрике куча.

      Ответить
  • Alex SNo Gravatar:

    Отмечу, что в принципе мягкий пуск системы возможен не только электрическим, но и гидравлическим способом – начальный пуск насоса на гидравлическое сопротивление, близкое к нулю, с последующим плавным выводом (можно вручную) на рабочее гидравлическое сопротивление. Электрическая схема при этом неизменна.

    Ответить
    • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

      Да, слышал о таких.
      Не знаю это то же или нет – есть гидромуфта, которая гасит первоначальный момент на валу двигателя и так обеспечивает плавный пуск.

      Ответить
      • Alex SNo Gravatar:

        Нет, это грубо говоря, байпас большого диаметра с выхода насоса на его вход, имеющий вентиль. Перед пуском вентиль полностью открыт, при пуске насос практически работает сам на себя, а эл. двигатель практически пускается в режиме холостого хода. Плавное закрытие вентиля постепенно переводит нагрузку (поток жидкости и эл. двигатель) в рабочий режим/схему.

        Ответить
      • Alex SNo Gravatar:

        Можно пойти и по пути “муфты” (гидро, не гидро), смысл – растянуть при пуске нагрузку/мощность на двигатель во времени. Например, в автомобиле это решается за счет муфты, называемой сцеплением.

        Ответить
      • Alex SNo Gravatar:

        Да, автомобильное (тракторное, любое) сцепление может решить проблему мягкого пуска электродвигателя мощностью до 75 кВт спокойно. Гидроудары исключены. Умеешь ездить на авто – обеспечишь мягкий пуск!

        Ответить
      • Alex SNo Gravatar:

        Вообще о гидроударах. Есть понятие сбросной/гидравлический клапан предельного давления. В чем проблема?

        Ответить
    • ЮрийNo Gravatar:

      Здравствуйте!
      Подскажите, какое устройство подойдет, если сеть проседает с 220 до 175 вольт, при пуске станка (гильотина) с пусковой мощностью в 32кВт.
      Заранее спасибо!

      Ответить
      • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

        Двигатель на сколько киловатт стоит?
        Сейчас как реализована схема подключения двигателя? Схема “звезда-треугольник” или напрямую, через контактор?

        Ответить
  • ДмитрийNo Gravatar:

    Александр, спасибо за статью. Лично я с устройством мягкого пуска еще не сталкивался, поэтому интересно было почитать и тем более посмотреть осциллограммы пуска. Кстати, какова стоимость рассмотренного в статье ABB PSR-25-600?

    На обслуживаемых подстанциях для плавности, как было упомянуто в статье, используем, либо схему пуска “звезда-треугольник”, либо частотные преобразователи.

    Несколько дополню комментарий Alex S. Начальник одной насосной станции поделился со мной информацией, что ранее (до использования преобразователей) плавность пуска достигали путем “доработки” лопастей насоса. Что и как дорабатывали я не в курсе, но по его словам был практически исключен гидроудар, а производительность оставалась прежней.

    Ответить
    • Alex SNo Gravatar:

      Думаю, байпас с вентилем значительно проще и дешевле “доработки” лопастей – дело 1/2 смены. А с лопастями еще вопрос, как и кто их будет “дорабатывать”?

      Ответить
    • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

      Дмитрий, рад, что статья понравилась.
      По цене подсказать не могу, эти блоки приобретены более 2 лет назад.

      Ещё добавлю.
      По частотным преобразователям. В данном случае они избыточны по функциям, больше по цене и размерам.

      Минус плавных пускателей – опасность поражения током при стоячем двигателе, больше минусов не вижу.

      Ответить
  • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

    Добавил фото блока плавного пуска ABB.

    Ответить
  • Alex SNo Gravatar:

    Александр/СамЭлектрик, прошу извинить за возможные отклонения от темы статьи (экскурсы), но читатели ищут ответы на свои злободневности. Возможно, экскурсы им помогут. Думаю, именно на Вашем сайте (блоге).

    Ответить
    • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

      Всё нормально, в тему!
      Любые адекватные комментарии только приветствуются!

      В данном случае менять гидравлическую схему котла нет возможности. Да и по надежности электрический способ будет, думаю, гораздо лучше, чем “гидромеханический”.

      По сбросному клапану много вопросов – успеет ли он отработать? Не будет ли ограничивать подачу? Не заклинит ли? Куда сбрасывать воду? Сколько уйдёт воды, как сделать, чтобы рециркулировать её?

      Кроме гидроудара, есть чисто электрические и механические проблемы – горят контакты, от толчка портится насос и муфта, и т.д. Движок-то ведь не маленький)

      Ответить
      • Alex SNo Gravatar:

        Александр,
        Конечно, все решения должны соответствовать ситуации.
        1. Нет ни какой необходимости менять гидравлическую схему котла, речь идет лишь о насосе, и даже не надо согласовывать с “котельщиками”.
        2. С точки зрения “СамЭлектрик” я бы не стал убеждать читателей в единственности решения мягкого пуска электрическим путем.
        3. Да, решить, где поставить сбросной клапан должен специалист.
        4. Эти проблемы отпадают, например, при байпасном или “сцеплейном” (фрикционном) подходе к мягкому пуску.

        Уверен в альтернативности подхода к “мягкому пуску” эл. двигателя, в том числе и электрическим путем.

        Ответить
        • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

          Спасибо! Приятно всегда читать комментарии специалистов в данном вопросе!
          Конечно, альтернатива электронике всегда есть. Ведь решали же эту проблему как-то 20-30 лет назад!

          Я в гидравлике специалист небольшой, мне проводочки бы только крутить)))

          Ответить
        • Alex SNo Gravatar:

          Александр, я всегда Вас поддержу.

          Ответить
        • Alex SNo Gravatar:

          Вы думаете, что финт с байпасом моя идея? Всё давно уж известно!

          Ответить
        • Alex SNo Gravatar:

          Не надо скромничать, сдавший экзамен по котлонадзору легко может и блог иметь.

          Ответить
        • Alex SNo Gravatar:

          Но, когда двигатель пускается почти в режим ХХ, это по физически?

          Ответить
        • Alex SNo Gravatar:

          Проводочки проводочками, Спасибо за сайт!

          Ответить
      • Alex SNo Gravatar:

        Я понимаю, фрикционно (сцепление) – необычно для насоса, но миллионы автомобилей миллиарды раз в день успешно способом этим пользуются.

        Ответить
  • Alex SNo Gravatar:

    Пока всё, вопросы и критика в комментариях приветствуются!

    С майскими праздниками!

    Ответить
  • Alex SNo Gravatar:

    А вот со с сцеплением чисто моя идея, готов поделиться с “SE”

    Ответить
  • ВиталийNo Gravatar:

    Представленный в статье мягкий пускатель – простейший.
    В частности нет реверса.
    А по поводу того, что одна фаза идёт напрямую.
    Встречал много мягких пускателей и из них в большинстве размыкание шло по трем фазам.

    Ответить
  • Alex SNo Gravatar:

    Из статьи следует, что пуск для насоса, а насос с реверсивным пуском – уже мягкий пуск.
    Да, размыкание по 3 фазам надежнее.

    Ответить
  • АлексейNo Gravatar:

    Александр, позволь обратится в этой, наиболее близкой по смыслу, теме!

    Имею канальный центробежный вентилятор на 52 Вт, есть необходимость регулировать ему обороты (шумит сильно).

    Пробовал регулировать через димер для освещения – димер воняет, вентилятор гудит.
    Пробовал через дешёвый димер – греется, вентилятор гудит.
    Заказал на Али “спец. регулятор для моторов”. По сути – ключ на радиаторе, два кондёра, резюк с диодом(?) и потенциометр. Регулирует хорошо, гудение всё равно слышно, но уже не так ярко выражено (можно глянуть здесь http://www.aliexpress.com/item/1pc-AC-220V-2000W-SCR-Voltage-Regulator-Dimming-Dimmers-Speed-Controller-Thermostat-Top-Sale/32579073236.html)

    Если сможете, ответьте на несколько вопросов:
    Из за чего возникает гул в моторе?
    Не сократит ли ресурс двигателя работа через димер?
    Как повлияет на ресурс коммутация мотора твордотелкой с включением при переходе через 0 со скважностью, к примеру 1 сек (т.е. 95% = 0,95 с “1” + 0,05 “0”)?

    Ответить
    • Alex SNo Gravatar:

      Да, я отвечу. У меня был похожий случай. Был русский вариант вентилятора, к сожалению, утерян.Китайская версия не выдерживает критики.

      Ответить
      • Alex SNo Gravatar:

        Я штопал его крылья медной проколкой, и он работал хоть бы что! Он был довольно мощный, думаю, ватт 100, не меньше.

        Ответить
  • Alex SNo Gravatar:

    Друзья! Мне с Вами общаться в тему мы электрики не так ли?,

    Ответить
  • Alex SNo Gravatar:

    По поиску в Нете этот очень похож на мой
    http://doska-obyavleniya-spb.ru/images/2015/07/31/498/1438354121405964611.jpg
    Да, пожалуй и на все 250 ватт потянет, чуть ли не с ног сдувал!

    Ответить
  • ВикторNo Gravatar:

    Плавный пуск это конечно хорошо.
    Но как быть с пусковыми токами? И по выбору защитного автомата тоже.

    Ответить
    • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

      Пусковой ток – это ток, который превышает нормальный из-за того, что двигателю трудно начать движение.
      Измерить и увидеть его не так-то просто с помощью обычных приборов. Нужен осциллограф или анализатор напряжения.
      Чем плавнее пуск (например, разгон в течение минуты), тем меньше пусковой ток двигателя. Но пусковой ток будет. Но он будет гораздо меньше, чем при пуске через контактор.
      Соответственно, и пусковой ток через защитный автомат будет меньше.
      Но дольше.

      Ответить
      • ДмитрийNo Gravatar:

        Александр, хоть и поздно но как уж добарлся до вашего сайта 🙂
        Минус в данном случае от УПП ( устройство плавного пуска) в том ,что его эффективность падает при частых пусках электродвигателя (http://chastotnik.pro/articles/3736/) тут на сайте нашел интересную статейку про упп и там приведен график зависимсоти КПД от пусков в час, так что возможно можно было поставить дешевый частотник на 2 двигателя сразу, но тут все зависит от его цены и возможно там он был нецелесообразен.

        Ответить
        • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

          Зачем в данном случае нужна эффективность и КПД?
          Он выполняет главную функцию – плавный пуск, этого достаточно.

          Ответить
        • Alex SNo Gravatar:

          Естественно, каждый пуск – это некий экстремум с пиковыми потерями, а штатная работа – это оптимум. Чем чаще пуски, тем ниже КПД устройства во времени. Всё логично.

          Тут вопрос в общем режиме/назначении/работе устройства и соответствующий подход к составу сопутствующего оборудования, схеме, защите и пр. и т.д.

          Ответить
  • Владимир Д.No Gravatar:

    Отвечаю автору по поводу его недоумения, связанного с напряжением питания управляющей цепи.
    Дело в том, что у АВВ в этой линейке есть три модели, отличающиеся напряжением питания цепей управления, которое может быть трех вариантов: 24VDC (PSR25-600-81), 24VDC/24VAC (PSR25-600-11), 100-240VAC (PSR25-600-70).
    Как видно, отличаются только 2 последние цифры. На сайте действительно у ABB путаница, и не понятно, к какой конкретно модели относится схемы.
    Последняя инстанция – это то, что маркировано на корпусе УПП. В данном случае, 100-240VAC.

    Автору респект за проведенный монтаж и исследование!

    Ответить
    • Alex SNo Gravatar:

      Уточню для строгости – не “2 последние цифры”, а два последних числа.

      Ответить
      • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

        Цифры.
        Цифр всего 10 – от 0 до 9.
        А чисел бесконечное множество.
        Так Клавдия Васильевна в 5-м классе учила)))

        Ответить
    • Alex SNo Gravatar:

      Автору респект и за статью, и за то, что мы имеем возможность общаться и обсуждать наши дела/проблемы/непонятки интересно, активно и со взаимной пользой!

      Ответить
  • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

    Важно – данный тип УПП не имеет защиты от превышения тока и, тем более, от тока КЗ!
    Поэтому очень важно, применять защиту от КЗ и перегрузки!

    Мотор-автомат, тепловое реле.

    Ответить
  • Александр/СамЭлектрикNo Gravatar:

    Недавно сгорело УПП ABB, подобное, как в статье, примерно в 2 раза мощнее.
    Из-за неправильно включения. На его выходе было тепловое реле РТЛ.
    Двигатель заклинил, РТЛ сработало, но не отключило питание УПП, т.к. РТЛ было неправильно включено(((
    Выход был один – огнетушитель(((

    Ответить

Оставить комментарий

Отправляя комментарий, Вы соглашаетесь с Правилами комментирования.


Статьи от SamElectric.ru
Введите e-mail, чтобы получать новые статьи

Количество читателей

СамЭлектрик ВКонтакте

Подписывайтесь!
Будет интересно.
Самая полная коллекция даташитов в рунете