Всем привет! Сегодня будет статья, в которой показан реальный пример использования устройства плавного пуска (мягкого пускателя) на практике. Плавный пуск электродвигателя установлен мною на реальном устройстве, приводятся фото и схемы.
Что это за устройство, я ранее подробно рассказывал в статье про мягкий пускатель. Напоминаю, что мягкий пускатель и устройство плавного пуска суть одно и то же устройство. Названия эти берутся от английского Soft Starter. В статье я буду называть этот блок и так, и эдак, привыкайте). Информации по устройствам плавного пуска в интернете достаточно, рекомендую также почитать здесь.
Моё мнение по пуску асинхронных двигателей, подтвержденное многолетними наблюдениями и практикой. При мощности двигателя более 4 кВт стоит подумать, чтобы обеспечить плавный разгон двигателя. Это нужно при тяжелой, инерционной нагрузке, которая как раз и подключается на вал такого двигателя. Если двигатель используется с редуктором, то ситуация полегче.
Простейший и самый дешевый вариант плавного пуска – вариант с включением двигателя через схему “Звезда-Треугольник”. Более “плавные” и гибкие варианты – устройство плавного пуска и преобразователь частоты (в народе – “частотник”). Есть ещё древний способ, который уже почти не применяется – двухскоростные двигатели.
Кстати, верный признак того, что двигатель питается через частотник – хорошо слышимый писк с частотой около 8 кГц, особенно на низких оборотах.
Я уже использовал устройство плавного пуска от Schneider Electric, был такой положительный опыт в моей деятельности. Тогда нужно было плавно включать/выключать длинный круговой конвейер с заготовками (двигатель 2,2 кВт с редуктором). Жаль, что фотоаппарата тогда не было под рукой. Но в этот раз всё рассмотрим очень детально!
Содержание статьи:
Зачем понадобился плавный пуск двигателя
Итак, проблема — на котельной есть насосы подпитки котла водой. Всего два насоса, и включаются они по команде от системы слежения за уровнем воды в котле. Одновременно может работать только один насос, выбор насоса осуществляет оператор котельной путем переключения водяных кранов и электрических переключателей.
Насосы приводятся в действие обычными асинхронными двигателями. Асинхронные двигатели 7,5 кВт включаются через обычные контакторы (магнитными пускателями). А поскольку мощность большая, то пуск очень жесткий. Каждый раз при пуске возникает ощутимый гидроудар. Портятся и сами двигатели, и насосы, и гидросистема. Иногда такое ощущение, что трубы и краны сейчас разлетятся вдребезги.
Кроме того, когда котёл остывший, и в него резко подается горячая вода (более 95 °С), то происходят неприятные явления, напоминающие взрывообразное бурление. Бывает и наоборот, воду с температурой 100 °С можно назвать холодной – когда в котле находится сухой пар с температурой почти 200 °С. В этом случае тоже происходят вредные гидроудары.
Всего на котельной два идентичных котла, но во втором установлены частотники на насосы. Котлы (точнее, парогенераторы) вырабатывают пар с температурой более 115 °С и давлением до 14 кгс/см2.
Жаль, что конструкцией котла в электросхеме не предусмотрено было плавное включение двигателей насоса. Хотя котлы итальянские, на этом было решено сэкономить…
Повторюсь, что для плавного включения асинхронных двигателей мы имеем на выбор такие варианты:
В данном случае необходимо было выбрать тот вариант, при котором бы было минимальное вмешательство в рабочую схему управления котлом.
Дело в том, что любые изменения в работе котла должны быть обязательно согласованы с производителем котла (либо сертифицированной организацией) и с надзорной организацией. Поэтому изменения должны быть внесены незаметно и без лишнего шума. Хотя, в систему безопасности я не вмешиваюсь, поэтому тут не так строго.
Мои постоянные читатели знают, что теперь, после сдачи экзаменов в Ростехнадзоре, я имею полное право выполнять работы по КИПиА в котельной.
Выбор устройства плавного пуска
Для начала посмотрим на шильдик двигателя:
Мощность двигателя – 7,5 кВт, обмотки соединены в схему “треугольник”, номинальный потребляемый при этом ток – 14,7А.
Вот как выглядела система пуска (“жёсткая”):
Напоминаю, что у нас два двигателя, и запускаются они контакторами 07КМ1 и 07КМ2. Контакторы снабжены блоками дополнительных контактов – для индикации и контроля включения.
В качестве альтернативы было выбрано устройство плавного пуска ABB PSR-25-600. Его максимальный ток – 25 Ампер, так что запас у нас хороший. Особенно, если учесть, что работать придётся в тяжелых условиях – количество пусков/стопов, высокая температура. Фото – в начале статьи.
Вот наклейка на софтстартере с параметрами:
- FLA – Full Load Amps – значение силы тока при полной нагрузке – почти 25А,
- Uc – рабочее напряжение,
- Us – напряжение цепи управления.
Установка УПП
Примерил для начала:
По высоте подходит один в один, по ширине тоже, только длина чуть больше, но место есть.
Теперь вопрос по цепям управления. Контакторы в исходной схеме включались напряжением 24 VAC, а наши АББ управляются напряжением минимум 100 VAC. Налицо необходимость промежуточного реле либо изменения напряжения питания цепи управления.
Однако, на официальном сайте ABB я нашёл схему, где показано, что это устройство способно работать и при 24 VAC. Попытал счастья – не получилось, не запускается…
Что же, ставим промежуточное реле, которое приводит напряжение к нужному уровню:
Вот с другого ракурса:
Вот и всё. Промежуточные реле обозвал 07КМ11 и 07КМ21. Кстати, они также нужны и для дополнительных цепей. Через них включаются индикаторы, и сухие контакты для внешнего устройства (пока не используются, в старой схеме – оранжевые провода).
Когда хотел управление использовать напрямую, без реле (24 VAC), планировал индикаторы включения пустить через контакты Com – Run, которые теперь остались неиспользованные.
Схемы плавного пуска
Вот исходная схема.
А вот как нехитро я изменил схему:
По настройкам – коротко. Тут три регулировки – время разгона, время замедления, и начальное напряжение.
Можно было бы использовать одно устройство плавного пуска, и контакторы выбора двигателя (переключать одно устройство на два двигателя). Но это усложнит и сильно изменит схему, и понизит надежность. Что для такого стратегического объекта, как котельная, очень важно.
Осциллограммы напряжения
Орешек знанья твёрд, но всё же
мы не привыкли отступать!
Нам расколоть его поможет
киножурнал «Хочу всё знать!»
Собрать схему отверткой всякий может. А для тех, кто хочет увидеть напряжение и понять, какие реальные процессы происходят, без осциллографа не обойтись. Публикую осциллограммы на выходе 2Т1 устройства плавного пуска.
Не правда ли, логическая нестыковка – двигатель выключен, а напряжение на нём есть?! Это особенность некоторых устройств мягкого пуска. Неприятная и опасная. Да, на двигателе есть напряжение 220В, даже когда он стоит.
Дело в том, что управление происходит только по двум фазам, а третья (L3 – T3) подключена к двигателю напрямую. А так как тока нет, то на всех выходах устройства действует напряжение фазы L3, которое проходит через обмотки двигателя. Та же ерунда бывает и в трехфазных твердотельных реле, вот моя статья.
Будьте осторожны! При обслуживании двигателя, подключенного к устройству мягкого пуска, отключайте вводные автоматы, и проверяйте отсутствие напряжения!
Поскольку нагрузка индуктивная, то синусоида не только режется на куски, но и сильно искажается.
Кстати, рекомендую ознакомиться с осциллограммами на выходе источника бесперебойного питания. Там тоже не всё так однозначно.
Помеха прёт, и это надо учитывать – возможны сбои в работе контроллеров и другой слаботочки. Чтобы это влияние уменьшить, надо разносить и экранировать цепи, устанавливать дроссели на входе, и др.
Фото сделано да пару секунд до того, как включился внутренний контактор (байпас), который подал полное напряжение на двигатель.
Видео про работу и настройку УПП ABB
Фото корпуса
Ещё небольшой бонус – несколько фото внешнего вида устройства плавного пуска ABB PSR-25-600.
Пока всё, вопросы и критика в комментариях по плавному пуску электродвигателей приветствуются!
Скачать инструкции и другие файлы по софтстартерам и двигателям
Если тема интересует более глубоко, рекомендую ознакомиться с литературой, приведенной на странице Скачать.
Вот одна из книг, приведенных там:
• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники. Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача. Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники. Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике. Эта книга - отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 5131 раз./
Инструкции и описания софтстартеров различных фирм – известных и бюджетных.
• Устройства плавного пуска PSR, PSS, PST / Устройства плавного пуска ABB PSR, PSS, PST. Принципы работы, параметры, схемы включения, pdf, 430.55 kB, скачан: 986 раз./• PRS2_softstarter_user manual_rus / Prostar PRS2_softstarter_usermanual_rus. Бюджетные модели. Полное описание софтстартеров, pdf, 2.42 MB, скачан: 706 раз./
• Siemens SoftStarter 3RW44 manual / Siemens SoftStarter 3RW44 - подробное руководство по софтстартерам Сименс, pdf, 1.37 MB, скачан: 670 раз./
• Soft Starter VTdriveFWI-SS3 manual rus / Soft Starter VTdrive FWI-SS3 manual на русском, pdf, 2 MB, скачан: 779 раз./
• Устройства плавного пуска / Устройства плавного пуска. Подробное описание принципов действия, примеров установки и параметров моделей софтстартеров ABB, pdf, 6.19 MB, скачан: 841 раз./
Ещё пособие по двигателям:
• Пуск и защита двигателей переменного тока / Пуск и защита двигателей переменного тока. Системы пуска и торможения двигателей переменного тока. Устройства защиты и анализ неисправностей двигателей переменного тока. Руководство по выбору устройств защиты. Руководство от Schneider Electric, pdf, 1.17 MB, скачан: 3976 раз./
На сегодня всё, задавайте вопросы в комментариях!
Плавный пуск актуален для двигателей большой мощности. В быту таких практически нет. У меня сложилось мнение, что SamElectric ориентирован именно на “домашних” пользователей. Вижу, что ошибался, видимо, круг читателей гораздо шире.
Да, круг моих интересов постоянно ширится)
Это блог (дневник), поэтому пишу обо всём, с чем имею дело.
Бытовая электрика конечно более популярна, но и сайтов по электрике куча.
Отмечу, что в принципе мягкий пуск системы возможен не только электрическим, но и гидравлическим способом – начальный пуск насоса на гидравлическое сопротивление, близкое к нулю, с последующим плавным выводом (можно вручную) на рабочее гидравлическое сопротивление. Электрическая схема при этом неизменна.
Да, слышал о таких.
Не знаю это то же или нет – есть гидромуфта, которая гасит первоначальный момент на валу двигателя и так обеспечивает плавный пуск.
Нет, это грубо говоря, байпас большого диаметра с выхода насоса на его вход, имеющий вентиль. Перед пуском вентиль полностью открыт, при пуске насос практически работает сам на себя, а эл. двигатель практически пускается в режиме холостого хода. Плавное закрытие вентиля постепенно переводит нагрузку (поток жидкости и эл. двигатель) в рабочий режим/схему.
ALEX S, прошу Вас не давать советы, дающие обратный эффект, по поводу байпаса с выхода на вход, точнее, надо было сделать оговорку “за исключением насосов центробежного типа”. Теперь подробнее: к сожалению, из описания автора статьи непонятно, какие насосы используются в качестве питательных для парового котла. Типов насосных агрегатов существует достаточно много: поршневые, вихревые шестеренчатые, центробежные, и.т.д. Для питания котлов, раньше (около 20-25 лет назад) использовались поршневые насосы, тогда Ваш совет был бы уместен, теоретически. Практически решение конечно громоздкое, во всех смыслах. Но в последние годы для питания водой паровых котлов, используются центробежные многоступенчатые насосы, тем более что котел иностранного производства. Опять же есть исключения; если это котел не прямоточного типа, в которых, в основном, используют поршневые насосы. Но по косвенным признакам описания автора, скорее всего котел классический, с водяным объёмом. Теперь опять к насосам; центробежные насосы имеют странную, на первый взгляд, особенность: чем больше они перекачивают жидкости, тем больше у них нагрузка на валу и соответственно потребляемая мощность электродвигателя, и наоборот, при работе на “тупик” – при закрытой запорной арматуре на выходе насоса, электродвигатель работает практически на холостом ходу. Именно поэтому во времена, до появления частотных преобразователей, мощные центробежные насосы (и вентиляторы тоже) пускались именно на “закрытую задвижку” на выходе. В Вашей рекомендации, полностью открытый байпасс, без гидравлического сопротивления вызовет большой поток жидкости, и соответственно ещё большее увеличение тока.
Надеюсь, что за эти годы никто не последовал Вашему совету!
Можно пойти и по пути “муфты” (гидро, не гидро), смысл – растянуть при пуске нагрузку/мощность на двигатель во времени. Например, в автомобиле это решается за счет муфты, называемой сцеплением.
Да, автомобильное (тракторное, любое) сцепление может решить проблему мягкого пуска электродвигателя мощностью до 75 кВт спокойно. Гидроудары исключены. Умеешь ездить на авто – обеспечишь мягкий пуск!
Вообще о гидроударах. Есть понятие сбросной/гидравлический клапан предельного давления. В чем проблема?
Здравствуйте!
Подскажите, какое устройство подойдет, если сеть проседает с 220 до 175 вольт, при пуске станка (гильотина) с пусковой мощностью в 32кВт.
Заранее спасибо!
Двигатель на сколько киловатт стоит?
Сейчас как реализована схема подключения двигателя? Схема “звезда-треугольник” или напрямую, через контактор?
Александр, спасибо за статью. Лично я с устройством мягкого пуска еще не сталкивался, поэтому интересно было почитать и тем более посмотреть осциллограммы пуска. Кстати, какова стоимость рассмотренного в статье ABB PSR-25-600?
На обслуживаемых подстанциях для плавности, как было упомянуто в статье, используем, либо схему пуска “звезда-треугольник”, либо частотные преобразователи.
Несколько дополню комментарий Alex S. Начальник одной насосной станции поделился со мной информацией, что ранее (до использования преобразователей) плавность пуска достигали путем “доработки” лопастей насоса. Что и как дорабатывали я не в курсе, но по его словам был практически исключен гидроудар, а производительность оставалась прежней.
Думаю, байпас с вентилем значительно проще и дешевле “доработки” лопастей – дело 1/2 смены. А с лопастями еще вопрос, как и кто их будет “дорабатывать”?
Дмитрий, рад, что статья понравилась.
По цене подсказать не могу, эти блоки приобретены более 2 лет назад.
Ещё добавлю.
По частотным преобразователям. В данном случае они избыточны по функциям, больше по цене и размерам.
Минус плавных пускателей – опасность поражения током при стоячем двигателе, больше минусов не вижу.
Добавил фото блока плавного пуска ABB.
Александр/СамЭлектрик, прошу извинить за возможные отклонения от темы статьи (экскурсы), но читатели ищут ответы на свои злободневности. Возможно, экскурсы им помогут. Думаю, именно на Вашем сайте (блоге).
Всё нормально, в тему!
Любые адекватные комментарии только приветствуются!
В данном случае менять гидравлическую схему котла нет возможности. Да и по надежности электрический способ будет, думаю, гораздо лучше, чем “гидромеханический”.
По сбросному клапану много вопросов – успеет ли он отработать? Не будет ли ограничивать подачу? Не заклинит ли? Куда сбрасывать воду? Сколько уйдёт воды, как сделать, чтобы рециркулировать её?
Кроме гидроудара, есть чисто электрические и механические проблемы – горят контакты, от толчка портится насос и муфта, и т.д. Движок-то ведь не маленький)
Александр,
Конечно, все решения должны соответствовать ситуации.
1. Нет ни какой необходимости менять гидравлическую схему котла, речь идет лишь о насосе, и даже не надо согласовывать с “котельщиками”.
2. С точки зрения “СамЭлектрик” я бы не стал убеждать читателей в единственности решения мягкого пуска электрическим путем.
3. Да, решить, где поставить сбросной клапан должен специалист.
4. Эти проблемы отпадают, например, при байпасном или “сцеплейном” (фрикционном) подходе к мягкому пуску.
Уверен в альтернативности подхода к “мягкому пуску” эл. двигателя, в том числе и электрическим путем.
Спасибо! Приятно всегда читать комментарии специалистов в данном вопросе!
Конечно, альтернатива электронике всегда есть. Ведь решали же эту проблему как-то 20-30 лет назад!
Я в гидравлике специалист небольшой, мне проводочки бы только крутить)))
Александр, я всегда Вас поддержу.
Вы думаете, что финт с байпасом моя идея? Всё давно уж известно!
Не надо скромничать, сдавший экзамен по котлонадзору легко может и блог иметь.
Но, когда двигатель пускается почти в режим ХХ, это по физически?
Проводочки проводочками, Спасибо за сайт!
Я понимаю, фрикционно (сцепление) – необычно для насоса, но миллионы автомобилей миллиарды раз в день успешно способом этим пользуются.
Плавный пуск, либо банальный частотник в данной ситуации довольно дешевое решение проблем гидросистемы.
Если вам интересно, насосные станции по перекачке нефти и нефтепродуктов довольно часто реализуют с чрп, проще говоря пч на 6-10 кВ, мощностью до 8 МВт, так как гидроудар при остановке магистрали с рабочим давлением 8-12 МПа (80-120 КГс/см2) весьма ощутим.
Пока всё, вопросы и критика в комментариях приветствуются!
С майскими праздниками!
А вот со с сцеплением чисто моя идея, готов поделиться с “SE”
Представленный в статье мягкий пускатель – простейший.
В частности нет реверса.
А по поводу того, что одна фаза идёт напрямую.
Встречал много мягких пускателей и из них в большинстве размыкание шло по трем фазам.
Из статьи следует, что пуск для насоса, а насос с реверсивным пуском – уже мягкий пуск.
Да, размыкание по 3 фазам надежнее.
Александр, позволь обратится в этой, наиболее близкой по смыслу, теме!
Имею канальный центробежный вентилятор на 52 Вт, есть необходимость регулировать ему обороты (шумит сильно).
Пробовал регулировать через димер для освещения – димер воняет, вентилятор гудит.
Пробовал через дешёвый димер – греется, вентилятор гудит.
Заказал на Али “спец. регулятор для моторов”. По сути – ключ на радиаторе, два кондёра, резюк с диодом(?) и потенциометр. Регулирует хорошо, гудение всё равно слышно, но уже не так ярко выражено (можно глянуть здесь http://www.aliexpress.com/item/1pc-AC-220V-2000W-SCR-Voltage-Regulator-Dimming-Dimmers-Speed-Controller-Thermostat-Top-Sale/32579073236.html)
Если сможете, ответьте на несколько вопросов:
Из за чего возникает гул в моторе?
Не сократит ли ресурс двигателя работа через димер?
Как повлияет на ресурс коммутация мотора твордотелкой с включением при переходе через 0 со скважностью, к примеру 1 сек (т.е. 95% = 0,95 с “1” + 0,05 “0”)?
Да, я отвечу. У меня был похожий случай. Был русский вариант вентилятора, к сожалению, утерян.Китайская версия не выдерживает критики.
Я штопал его крылья медной проколкой, и он работал хоть бы что! Он был довольно мощный, думаю, ватт 100, не меньше.
Друзья! Мне с Вами общаться в тему мы электрики не так ли?,
По поиску в Нете этот очень похож на мой
doska-obyavleniya-spb.ru/images/2015/07/31/498/1438354121405964611.jpg
Да, пожалуй и на все 250 ватт потянет, чуть ли не с ног сдувал!
Плавный пуск это конечно хорошо.
Но как быть с пусковыми токами? И по выбору защитного автомата тоже.
Пусковой ток – это ток, который превышает нормальный из-за того, что двигателю трудно начать движение.
Измерить и увидеть его не так-то просто с помощью обычных приборов. Нужен осциллограф или анализатор напряжения.
Чем плавнее пуск (например, разгон в течение минуты), тем меньше пусковой ток двигателя. Но пусковой ток будет. Но он будет гораздо меньше, чем при пуске через контактор.
Соответственно, и пусковой ток через защитный автомат будет меньше.
Но дольше.
Александр, хоть и поздно но как уж добарлся до вашего сайта :)
Минус в данном случае от УПП ( устройство плавного пуска) в том ,что его эффективность падает при частых пусках электродвигателя (http://chastotnik.pro/articles/3736/) тут на сайте нашел интересную статейку про упп и там приведен график зависимсоти КПД от пусков в час, так что возможно можно было поставить дешевый частотник на 2 двигателя сразу, но тут все зависит от его цены и возможно там он был нецелесообразен.
Зачем в данном случае нужна эффективность и КПД?
Он выполняет главную функцию – плавный пуск, этого достаточно.
Естественно, каждый пуск – это некий экстремум с пиковыми потерями, а штатная работа – это оптимум. Чем чаще пуски, тем ниже КПД устройства во времени. Всё логично.
Тут вопрос в общем режиме/назначении/работе устройства и соответствующий подход к составу сопутствующего оборудования, схеме, защите и пр. и т.д.
Отвечаю автору по поводу его недоумения, связанного с напряжением питания управляющей цепи.
Дело в том, что у АВВ в этой линейке есть три модели, отличающиеся напряжением питания цепей управления, которое может быть трех вариантов: 24VDC (PSR25-600-81), 24VDC/24VAC (PSR25-600-11), 100-240VAC (PSR25-600-70).
Как видно, отличаются только 2 последние цифры. На сайте действительно у ABB путаница, и не понятно, к какой конкретно модели относится схемы.
Последняя инстанция – это то, что маркировано на корпусе УПП. В данном случае, 100-240VAC.
Автору респект за проведенный монтаж и исследование!
Уточню для строгости – не “2 последние цифры”, а два последних числа.
Цифры.
Цифр всего 10 – от 0 до 9.
А чисел бесконечное множество.
Так Клавдия Васильевна в 5-м классе учила)))
81,11,70 – числа
Тут, похоже, такие же зануды собрались, как и я)))
“две последние цифры”, но не “последние числа”
Последние числа 81, 11, 70 каждое состоят из двух цифр – 8, 1, 1, 1, 7, 0.
а то ))))
Автору респект и за статью, и за то, что мы имеем возможность общаться и обсуждать наши дела/проблемы/непонятки интересно, активно и со взаимной пользой!
Важно – данный тип УПП не имеет защиты от превышения тока и, тем более, от тока КЗ!
Поэтому очень важно, применять защиту от КЗ и перегрузки!
Мотор-автомат, тепловое реле.
Недавно сгорело УПП ABB, подобное, как в статье, примерно в 2 раза мощнее.
Из-за неправильно включения. На его выходе было тепловое реле РТЛ.
Двигатель заклинил, РТЛ сработало, но не отключило питание УПП, т.к. РТЛ было неправильно включено(((
Выход был один – огнетушитель(((
Подскажите, у 3-ф двигателя номинальный ток 7А, пусковой ток 5Iн 35А. По техническим условиям выданным сетевой организацией на вводе стоит защитный автомат на 25А. При пуске вводной автомат будет отключаться или нет? Если я установлю УПП, ток будет ограничиваться номинальным током 7А?
Подробно и всесторонне рассмотрим этот вопрос.
Что такое 35А? Это теоретический ток, который может потребляться двигателем при пуске. НО! Такой ток если и будет, то при полной (максимальной) нагрузке на валу. Кроме того, он будет действовать долю секунды (примем значение 0,5 с, обычно гораздо меньше).
Что такое ток автомата? Тут надо обратиться к токо-временным характеристикам. 25А – этот ток автомат может выдерживать бесконечное время. Если стоит автомат с характеристикой С, то через 0,5 с он сработает при токе более 100 А!
А при токе 35 А он сработает через время более 10000 секунд, это почти 3 часа!
Поэтому, автомат при включении двигателя однозначно не выбьет.
Ограничение тока при подключении УПП за счет того, что пусковой ток будет очень мал (превышение сильно зависит от времени разгона). При большом времени разгона пусковой ток может быть не более 10% (зависит от механики).
Кстати, не забудьте защитить двигатель от перегрузки мотор-автоматом и/или тепловым реле!
Ссылки в статье.
Цитирую.
“пусковой ток 5Iн 35А”
Это что?
Спасибо за ответ. Есть еще вопросы. Нашел такое устройство – автомат защиты двигателя SE TVS в корпусе (https://avselectro.ru/catalog/nizkovoltnoe-oborudovanie/ustroystva-upravleniya-elektrodvigatelyami/avtomaty-zashchity-dvigatelya/48259), с тепловой защитой. Как я понял оно выполняет функцию теплового реле.
Вопрос1: дополнительно нужно установить автоматический выключатель перед данным устройством?
Вопрос2: в характеристиках автоматов защиты двигателя SE TVS есть такой функционал как “Чувствительность к обрыву фазы”. Стоит ли тратить деньги на более дорогое устройство?
Автомат защиты двигателя (он же – мотор-автомат) ставить очень рекомендую для дополнительной защиты ТТР. Он защитит и от перегрузки, и от КЗ, и от обрыва фазы. Его будет достаточно вполне, в дополнение к внутренним защитам ТТР.
Перед мотор-автоматом, кроме вводного рубильника (автомата), больше можно ничего не ставить.
Я правильно понял, что в УПП нет защиты от кз и перегруза?!
Да, в этом, который приведен в статье, нету. Это считается дешевая модель.
В других, продвинутых моделях, есть различные защиты и другие настройки. Например, в УПП, про который я писал здесь.
Все зависит от УПП, если загуглите софтстартеры от ABB тип “PSTX” то у них все возможные защиты от перегруза есть(вроде бы даже есть на перегруз и пробой тиристора), тем не менее от КЗ нету, поэтому у вас перед УПП стоит либо Автомат+ контактор, что рекомендуется, либо просто автомат в дешевом варианте.Более дешевые серия обладают, более “бедным” перечнем защиты от перегруза.
Вот почему в ПУЭ пишется что перед работами в электроустановках в первую очередь проверить отсутствие напряжения!
Недавно так полез отсоединять двигатель, он был выключен.
Не знал что он питается через УПП. Долбануло знатно)))
Нда, оргтехмероприятия при работе в электроустановке никогда не лишние, всего то 0,4 кВ, знатно щипет, ЗРУ на 6-10 кВ, уже веселее, а ОРУ 110 , или 220 кВ ещё веселее.
У меня такой вопрос, можно ли подключить в паралельно 2 однотипных двигателя с одинаковой мощности?
Да. Можно и разной. 1 кВт и 100 кВт питаются одинаковым напряжением.
Но.
Весь вопрос в защите.
Нужно тщательно померить токи и выставить защиту.
Само собой, что УПП должен быть на ток не менее суммы токов двигателей.
Спасибо