Сегодня публикую четвертую статью Конкурса.
Очень приятно, что среди нас появилась девушка. Её зовут Елена. Она из города Рыбинска, Ярославская область. Вот, что она пишет о себе:
Добрый день! Я хочу написать об электрических жгутах для авто и мото. Как стоит и не стоит делать, про доступные материалы, личный опыт. Работаю инженером-конструктором, проектирую жгуты и электропроводку для поршневых двигателей.
Статья очень обстоятельная, автор делится своим опытом, и уверен, с удовольствием ответит но вопросы в комментариях. Я, пользуясь служебным положением, буду вставлять свои комментарии по ходу статьи.
Итак, статья Елены.
Содержание статьи:
Про электрические жгуты
Жгут – это набор электрических проводов и кабелей, которые используются для связи различных элементов электромеханических или электронных систем.
Назначение жгутов – обеспечивать питанием или передавать электронные сигналы различным периферийным устройствам. Жгут состоит минимум из двух проводов.
Так выглядят профессионально сделанные автомобильные жгуты:
Фото взято из блога JDMParts на сайте drive2.ru
Так выглядят авиационные жгуты (aer.interelectro.com.ua):
Материалы и компоненты для изготовления жгутов
Материалы, используемые в авиационных жгутах, имеют высокую надежность и могут применяться и военной технике. Например, термоусадочные трубки фирмы Raychem и Deray. После усадки они достаточно мягкие (в отличие от дешевых трубок), стойкие к истиранию.
Отдельно стоит сказать о применяемых соединителях. Для Российской техники используют цилиндрические и прямоугольные соединители, например: СНЦ, РСТВ, ОНЦ-БС, 2РМД, 2РМДТ (фото 6), в металлическом корпусе.
Любые жгуты состоят из одних и тех же компонентов:
– провода (силовые и сигнальные);
– соединители, наконечники, клеммные колодки;
– защитные материалы (обмоточная лента, гофрированная и термоусаживаемая трубки, защитные оболочки и чулки);
– крепления жгута (хомуты, держатели).
Разница в цене между специальными материалами и тем, что мы применяем для себя – домой или в машину – в разы.
Есть много специальных электротехнических материалов, но они, как правило, очень дороги или редки. А зачастую мы просто не знаем, что использовать (это касается и материалов и инструмента) в конкретной ситуации и тут начинается «колхоз».
Провода для изготовления жгутов
Это было небольшое введение. Далее я попробую описать то, что мне уже приходилось делать и какие материалы были при этом использованы и почему.
С чего начнем? С проводов. При выборе обязательно нужно обращать внимание на температуру эксплуатации, стойкость изоляции к бензину, маслу, сопротивление горению.
Возьмем многожильные медные провода в изоляции разного цвета и разного сечения, например ПВ-3. Они выдерживают температуру от -50°С до +65°С. Они достаточно распространенные, есть в интернет-магазинах и в розничной продаже. На самом деле, это были единственные провода, представленные в широком ассортименте цвета и сечения, которые нашлись в магазине в моем городе. К сожалению, как правило, так и бывает
(фото 7).
Нужно отрезать необходимое количество. Измерить длину можно с помощью веревки или провода, проложив по месту. Необходимо оставить запас по длине на тройную перезаделку в контакты или наконечники (несколько сантиметров с обоих концов) После свивания провод станет еще короче, не забудьте. Провод не должен быть натянут, особенно возле разъемов. Если вы не уверены – возьмите длиннее, отрезать всегда успеете.
Вообще, если провода идут вместе хотя бы 50 мм, их объединяют в жгут. В одном жгуте запрещается укладывать силовые и сигнальные линии. Это значит, что провода от датчиков и провода от мощных потребителей должны идти по разным путям и как можно дальше друг от друга. Крайний случай – провод от какого-либо датчика и бронепровод от свечи.
Рекомендую ознакомиться с ГОСТ 23586-96, он регламентирует зависимость шага свивания от сечения проводов, укладку проводов в жгуте, обмотку электротехническими материалами, крепление жгутов.
Повив провода можно закреплять лентой или специальной нитью. Для бытовой практики доступна лента ФУМ (в промышленности используют фторопластовую пленку СКЛФ-4Д, лента ФУМ тоже сделана из фторопласта – негорючего электротехнического материала). Обмотка ведется в противоположном направлению повива. (фото 8).
Свитые провода более гибкие, чем просто сложенные вместе и закрытые какой-либо оболочкой.
Верхняя оболочка – гофра, термоусаживаемая трубка.
Это самые распространенные материалы, используемые в частной практике для защиты проводов. Иногда обматывают провод изолентой по всей длине, так делать не надо. Клей со временем (особенно от тепла) разлагается, провод останется липким, в конце концов выглядит это не очень хорошо (фото 9).
Гофра бывает разрезная и неразрезная (с зондом для протяжки – проволокой). Разрезную можно надеть на уже готовый жгут с установленными разъемами.
Не нужно набивать всю гофру проводами, пусть останется немного свободного места (подробнее в п. 5.9 – ГОСТ 23586-96) В конце концов, может понадобиться проложить еще несколько проводов. Иногда закладывают в жгут запасные провода, их концы обязательно закрывают, т.к. провод – это капиллярный насос, жидкость, попавшая внутрь, вызовет коррозию.
На фото 11 представлен способ заделки изоляции запасного провода, он заключается в том, что кусок термоусадки (наличие клеевого слоя неважно) одевают, так чтобы минимум сантиметр – полтора не было надето на провод и обрабатывают горелкой. Пока не остыло – сжимаем пальцами свободную часть трубки, она склеится. Все.
Применение термоусадки при производстве электрических жгутов
Казалось бы, разрезная гофра негерметична, какая от нее польза? Она не даст проводам перетереться об острые края, в отличие от недорогой термоусадки. Есть минус – большую температуру гофра не выдержит.
Вместо гофры жгут по всей длине можно одеть в термоусадку.
Обычная термоусадка ТУТ имеет температуру эксплуатации от -55 до +105°С, коэффициент усадки 2:1. Это значит, что трубка типоразмера 8/4 имеет диаметр 8 мм до усадки, 4 мм после усадки. Чем ближе диаметр жгута к диаметру неусаженной трубки, тем меньше толщина стенок после усадки, поэтому, стоит выбирать такую трубку, чтобы диаметр жгута был примерно посередине этих размеров.
Чтобы усадить трубку, можно пользоваться спичками, зажигалкой, горелкой, строительным феном. Главное следить за равномерностью усадки и не пережечь ее (для любой трубки производитель пишет температуру ее полной усадки). Спичками это делать неудобно. Честно. Маленькую трубочку на место пайки одного тонкого провода еще можно усадить, что-то больше – нет.
Профессиональный вариант – строительный фен (на самом деле хорошая вещь, отлично подходит для работы с деревом и кожей при обработке воском, поможет снять старую краску, нагреет деталь при замене подшипников). У него регулируется температура в широком диапазоне, усадка идет равномерно и не слишком быстро.
Я пользуюсь паяльной горелкой, она заправляется газом для зажигалок (фото 12).
Пламя имеет высокую температуру, поэтому надо делать все быстро и аккуратно, чтобы не пережечь трубку. От себя рекомендую приобрести такую горелку, она поможет при работе с термоусадкой, при пайке массивных деталей да и в других случаях. А вот без фена вполне можно обойтись.
Выполнение разветвления проводов, спрятанных в гофру, осуществляется с помощью разборного тройника (фото 13)
У меня таких тройников не было. Пришлось использовать изоленту, хоть я ее и не люблю. Края трубок вставляются друг в друга и аккуратно заматываются.
Для разветвлений существуют кабельные термоусаживаемые кабельные перчатки (фото 15)
Отличная вещь, но в розничных магазинах я такие видела один раз, и то они предназначены для кабелей большого диаметра. Если вы фанат своего дела, наверняка вам захочется использовать эти изделия. Они есть в интернет-магазинах (но придется поискать), например завод КВТ (г. Калуга) скоро будет выпускать такие изделия (советую посетить каталог КВТ на их сайте).
Снятие изоляции
Осуществляется специальным инструментом – стриппером (фото 16)
Он надрезает изоляцию, не доходя до жилы, но так, чтобы можно было ее оторвать и сдвинуть. Я сильно сомневаюсь, что таким инструментом кто-то пользуется в быту (например, у меня такого нет). Не слушайте того, кто вам скажет «а я бокорезами/кусачками/ножом изоляцию надрезаю поперек провода снимаю» это выполняется на свой страх и риск, нельзя быть уверенным, что лезвие не дошло до жил провода. «На глаз» очень трудно регулировать глубину надреза.
Я так делаю. Но нужно быть уверенным в своем инструменте, руках и изоляции провода! Да и после 10-20 таких снятий начинают появляться мозоли! (Прим. СамЭлектрик.ру)
Один из инструментов для снятия изоляции – монтажный нож, прямой или с пяткой (фото 17). При некоторой сноровке изоляцию можно пользоваться канцелярским ножом вместо прямого монтажного. Изоляция срезается стружкой, как будто затачиваешь карандаш, но стараясь не порезать жилы.
Я широко применяю канцелярский нож. Особенно – при снятии изоляции с кабелей. Для этого режу внешнюю изоляцию вдоль, стараясь не порезать внутреннюю, индивидуальную. А в одиночного провода изоляцию снимаю (когда нет кусачек, или в сложных случаях), разрезав изоляцию вокруг.
На оборонных предприятиях использовали обжигалки для изоляции – они похожи на инструмент для выжигания по дереву. Раскаленной нихромовой проволокой изоляция прожигается по кругу и потом снимается. Годится и для МГТФ, и для других проводов. Аналогичным образом можно снимать изоляцию с помощью паяльника (фото 19). Минус – запах и вредные испарения.
Пайка или обжимка проводов
Вообще, обжимка лучше в плане вибростойкости. При пайке, в точке где провода выходят из припоя, они скорее всего и обломятся, если они подвергаются вибрации (фото 20).
Правильно сделанная обжимка крепче, чем сам провод, но разве много у кого дома есть обжимка хотя бы для автоклемм? Правильно, нету, у меня тоже (а вообще обжимки выглядят так – фото 21). Поэтому будем паять.
У меня есть и обжимка, и стриппер. Про обжимку проводов наконечниками я уже писал в этой статье.
Важно: никогда не используйте кислотные флюсы при пайке проводов, как бы заманчиво это не звучало. Потому что провод – это капиллярный насос и вымыть оттуда остатки флюса вы все равно не сможете, кто бы вам чего не говорил. Вскоре там начнется коррозия.
Удобно использовать канифоль, растворенную в спирту. Налейте этот раствор во флакон с кисточкой, например из-под лака для ногтей.
Удобно использовать флюс ЛТИ-120 с кисточкой. Или канифоль в баночке, пишу об этом в статье про пайку проводов.
Кожухи соединителей
– защищают контакты внутри от воды и пыли, обеспечивают механическое сцепление корпуса соединителя и провода. Бывают герметичные или негерметичные.
На фото 22 соединитель долгое время работал без кожуха, провода часто перегибались и перемещались, жилы частично оборвались около контактов (присоединение проводов выполнено обжимкой, но причина неисправности именно в отсутствии кожуха).
Герметичные кожухи изготавливаются из термоусаживаемых материалов с клеевым слоем. Та же трубка только другой формы. Можно легко использовать кусок обычной трубки, но дело в том, что диаметр задней части разъема и диаметр кабеля имеют очень большую разницу, которую не покрывает обычная термоусадка с коэффициентом 2:1. Проще говоря – на соединитель она сядет нормально, а провод будет болтаться. Можно поискать трубку с коэффициентом усадки 3:1 и даже больше. Такие бывают, но стоят дороже.
На фото 23 использован кусок обычной термоусадки, взята гофра большего диаметра (внутри всего 2 провода). Надо заметить, что температура размягчения гофры примерно равна температуре усадки трубки, так что работать горелкой нужно быстро и аккуратно, стараясь ничего не перегревать.
Герметизация
Внутрь кожуха при необходимости заливают специальную мастику, чтобы герметизировать контакты. В частной практике можно воспользоваться силиконовым автомобильным герметиком. Большой объем будет сохнуть несколько дней. Если это действительно необходимо – попробуйте набраться терпения и заливать по частям или хотя бы обмажьте толстым слоем ответственные детали.
Важно: никогда не используйте герметики с кислотным отверждением, коррозия не заставит себя ждать.
Если вы открыли тюбик и в нос ударил запах уксусной кислоты – не используйте его. Если ничем не пахнет – использовать можно, он нейтральный на спиртовой основе.
Как правило, кислотные герметики дешевле (ABRO, RUNWAY), честный производитель укажет на упаковке – «Содержит уксусную кислоту». Если такой надписи нет, внимательно читаем состав и гуглим каждый из компонентов. В составе герметика, который я купила, был указан метилтриацетоксисилан – это реагент для вулканизации каучуков, синтезируется с помощью уксусного ангидрида (я не утверждаю, что этот компонент есть абсолютно во всех кислотных герметиках, пожалуйста, обращайте внимание на состав при покупке).
После вскрытия этого тюбика стало пахнуть уксусной кислотой, хотя производитель указал, что он может использоваться для электрических соединений. Не будем испытывать судьбу, оставим его для менее ответственных узлов.
Укладка жгута
Порядок укладки такой:
– размещаем жгут на месте, временно закрепляем стяжками;
– подключаем все электрические соединители;
– закрепляем жгут по месту, начиная от соединителей (например, от концов жгута, где более мелкие клеммы к большому общему соединителю).
Жгут крепят по месту с помощью нейлоновых кабельных стяжек. Кстати, стяжки черного цвета более стойки к внешним воздействиям.
На фото 27 слева видно 2 металлических хомута, которые крепят провода к раме. Их можно использовать, но при условии, чтобы хомут не перетирал провод – локально обмотать изолентой, надеть кусок термоусадки, подложить что-нибудь. Не забываем, что жгут не должен быть натянут у соединителей, не должен касаться острых углов, слишком сильно болтаться или касаться очень горячих частей.
А что если жгут заходит в коробку и подключается там?
Такая ситуация элементарно возникает при подключении стоп-сигнала:
Черная штуковина с накидной гайкой на фото 28 – пластмассовый кабельный ввод (сальник). Он предназначен как раз для ввода кабелей в различные коробки. Стоит такая штука не более 20 рублей (для небольших диаметров проводов). Бывают металлические кабельные вводы (для тяжелых условий и ответственных соединений), но в магазинах они в лучшем случае под заказ, стоимость уже около 100 р за штуку. Кроме вводов есть специальные проходки и втулки.
Провод болтается в соединителе (да где угодно), что еще можно сделать?
Если подмотка разнообразными изолентами (ПВХ или тканевая) и закрепление хомутами вас не устраивает, то…
Есть такая замечательная штуковина – силиконовая лента ЛЭТСАР – лента электроизоляционная термостойкая самослипающаяся резиновая радиационной вулканизации. Это самослипающаяся лента, вулканизируется при комнатной температуре. Через двое суток у вас получается кусок относительно мягкой резины там, куда вы ее намотали.
В авиационных жгутах ее как раз подматывают под жесткие металлические кожухи для лучшего обжатия. Более подробно свойства описывать не буду, слишком много текста. Продается катушками по 500 г, сильно растягивается при намотке, катушки хватит очень надолго.
Вообще стоит поискать самослипающиеся (самовулканизирующиеся) ленты других марок, там фасовка меньше.
На этом у меня все. Рекомендую почитать ГОСТы, там достаточно много полезной информации.
- ОСТ 1 00723-74 Присоединения минусовых проводов к корпусу летательного аппарата. Технические требования
- ГОСТ 23585-79 Монтаж электрический радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Технические требования к разделке и соединению экранов проводов
- ГОСТ 23586-96 Монтаж электрический радиоэлектронной аппаратуры и приборов. Технические требования к жгутам и их креплению
- ГОСТ 23587-79 Технические требования к разделке монтажных проводов и креплению жил
- ОСТ 1.01025-82 Экранирование проводов, жгутов, кабелей и металлизация самолетов. Общие технические требования
Голосуйте за Елену, голосование начнется в конце апреля, следите за новостями на блоге (подписывайтесь) и в группе ВК (вступайте).
Дополнение по кабельному бандажу
От автора блога. Вставлю в статью парочку фото кабельного спирального бандажа, который я часто использую для защиты и сборки жгутов в электрошкафах.
Он более практичный, чем пластиковые стяжки (хомуты) и изолента. Главное преимущество – он многоразовый!
Спасибо.Очень даже интересно и познавательно.Статья класс.Автору Спасибо.
Добавляйте пожалуйста в скачиваемый PDF изображения, а то часть людей скачает PDF с предварительной версии страницы, где изображений никаких может не быть и будут думать, что статья скучная и малоинформативная. Или лучше PDF тогда не добавлять совсем.
Спасибо за замечание .
Исправил.
Отличная и весьма полезная статья. Елене респект!
Отличная статья. Порой и не задумываешься о таких полезных мелочах. Опыт и знания – великая сила. Спасибо профессионалу с женским лицом.
Статья очень нужная и полезная. НО… Охватывает только “автомобильную” тематику.
Когда начинал читать сразу стал ностальгировать как нас в ПТУ учили жгуты вязать вооооот как раз на тех дощечках что на одной из первых фото. Потом подобные жгуты вязали монтажницы на радио-заводе и без ТУТов и гофр, использовалась только “суровая” нить. Делается бандаж на конце и петельки каждые 1-3 см., на другом конце или в месте ответвления то же бандаж.
Не знаю как и где, но предприятие было оборонным (и сейчас является таковым) и там провод в жгутах укладывался без свивания, строго параллельно. Откройте любой телевизор 3УСЦТ или бобинник “Олимп”, “Снежеть”, “Маяк”, “Союз” там этих жгутов придостаточно.
Юрий, все правильно. Если по работе этим занимаешься – как правило и посоветоваться есть с кем, материалы, инструменты, все что угодно. А если для себя? Часто даже не знаешь с чего начать и на что обратить внимание.
По работе я жгутую как и все “Стяжка нейлоновая” она же “strip” она же “хомут” оооочень желательно черного цвета с двойным замком или же использую обрезочки провода 0,75 – 1,5 кв.мм. просто как бандаж.
Кстати, не советую применять белые стяжки в агрессивных средах (солнце, осадки, вибрация, все, что касается улицы), рассыпаются через год.
Так же в жгутах, работающих в авто или других условиях тряски, для зачистки концов очень рекомендую забыть нож и воспользоваться “стрипером”, хоть тем же WS-04 или аналогами. Иначе через пол-года сечение будет занижено вдвое а то и больше.
А почему будет занижено? Обломы проволочек?
Против этого обязательно наконечники нужны, в авто без них никогда не делают.
..Нож занизит сечение вдвое через пол-года..
Каким образом? Окисление/медная коррозия? Да, возможно.
Вы говорите, что “«стрипером», хоть тем же WS-04 или аналогами”. Откуда? Я таких и слов то не знаю!
Обычно бывает как. В дороге обнаружил (это слава Богу!) неполадку в электрике. Исправил (конечно, провод пробросил по верху). И катается этот провод еще лет 10.
Юрий,
Ваши рекомендации относятся к очень узкому кругу “жгутующих”.
Спасибо.
Елена, гофра больше для стационарной проводки с хорошей защитой.
Если атмосфера воздействует мало, и возможны изменения в схеме, я использую спиральный кабельный бандаж.
Удобно, быстро, практично.
У Вас он есть в арсенале?
Спиральный бандаж использовать не приходилось. Не было такой необходимости.
Хорошая статья, всё по делу. Только одно уточнение: на заводах обжигалками для снятия изоляции с МГТФ не пользовались из-за выделения фтористых соединений.
Спасибо.интересная статья.очень полезная
Добавлю про силиконовые герметики. “Ацетокси-силикон” в составе также указывает, что герметик кислотный.
Близко познакомился со жгутами в 1967 года – учился в специализированном классе общеобразовательной 10-летней школы по направлению “Радиомонтажник”. Свой зачет по жгутам сдал на Отлично.
Елена, желаю удачи на Конкурсе!
Спасибо!
Да, жгуты. Они – жилы любого авто. Кто спорит!? Статья достойна похвалы для общего самообразования. Что с жилами(жгутами) делать СамЭлектрику?
Да, жгуты. Они – жилы любого авто. Кто спорит!? Статья достойна похвалы для общего самообразования. Что с жилами(жгутами) делать СамЭлектрику?
Да, женские ноготочки производят впечатление.
Но,
Действительно, хочу отметить Ваше внимание к чертежнику
схем. Ибо схема и есть выражение мысли и раздумий человека. На Вашем блоге первостепенно, я считаю.
Добавил в статью про жгуты свои пять копеек про спиральный бандаж. В конце, фото.
Статья даже в качестве пропаганды “культуры монтажа” уже заслуживает оценки пять. Поскольку последнее время все больше попадается монтаж по принципу “на отъеб…сь” По этому культурный монтаж с большой буквы приветствуется и в авто, и мото и обычном производстве, даже дома надо привыкать делать на “вах какой персик!”
Ок! Зачёт.
Приглашаем на работу Мастера цеха/Начальника участка (Электроника/Микроэлектроника).
Обязанности:
Осуществление руководства производственно-хозяйственной деятельностью цеха;
Подготовка производства для выпускаемой продукции;
Обеспечение выполнения производственных заданий, ритмичный выпуск продукции высокого качества;
Формирование на основании поступивших заказов плана производства;
Контроль наличия комплектующих;
Постановка задач сотрудникам отдела производства и контроль их выполнения;
Проведение работы по предупреждению брака и повышению качества изделий;
Контроль за нормированием операций;
Контроль выполнения плана рабочими на производстве;
Ведение графиков учета рабочего времени;
Планирование работы участка;
Контроль за отгрузкой продукции заказчику.
Требования:
Образование высшее, средне профессиональное (инженерно – техническое);
Знать технические требования, предъявляемые к продукции цеха;
Опыт работы в аналогичной должности;
Уметь читать чертежи и на их основе создавать ТЗ для сотрудников производства;
Уметь формировать технологические карты производства;
Уметь прогнозировать сроки выполнения работ;
Уметь расставлять приоритеты в работе;
Уметь работать в режиме многозадачности.
Условия:
Заработная плата: 40000 на испытательный срок, после 50000.
Производство находится по адресу: г.Москва м. Медведково, 15 мин пешком или 3 остановки на транспорте;
Пятидневная рабочая неделя понедельник-пятница с 7:00 до 16:00, суббота, воскресенье – выходные;
Оформление по ТК РФ, оплачиваемый отпуск и больничный;
Перспектива карьерного и профессионального роста.
Резюме направляйте на адрес: hr@leaderkom.ru
Что-то для Москвы совсем мало, с такими требованиями.
Александр, у нас не столько много работы, чтобы загрузить на большие деньги сотрудника. Тут работа на перспективу. Естественно будетрост и по з.п и профессионально.
в Москве должность начальник участка от 100 тыс.руб получает в месяц НА РУКИ !!!
Для Москвы уже и 100 мало…
Просьба рассмотреть возможность оказания помощи приа восстановлении электрики на бетоноукладчике фирмы Gomaco.
т. 89645568889
Андрей.
Благодарю!
Горелкой термоусадку , …че дальше.. потому жучки у нас и сыпятся… это описание русского автопрома , кабеьь каналы , для сантехники , че дальше.