Сразу отсылаю читателя к статьям, которые предшествуют этой – Виды и отличия контакторов и пускателей, и Подключение асинхронного электродвигателя. Очень рекомендую ознакомиться, перед дальнейшим чтением.
Скажу также, что на языке электриков “контактор” и “пускатель” очень переплетены, и я в статье буду говорить и так, и эдак.
Повторюсь, чтобы освежить в памяти. Магнитный пускатель – устройство, которое обязательно содержит контактор (как главный коммутационный элемент), а также может содержать:
- мотор-автомат либо защитный автомат (как устройство рабочего или аварийного отключения),
- тепловое реле (как устройство аварийного отключения при перегрузке и обрыве фазы),
- кнопки “Пуск”, “Стоп”, различные переключатели режимов схемы,
- схема управления (может содержать те же кнопки, а может – контроллер),
- индикация работы и аварии.
Различные схемы подключения магнитных пускателей и их отличия рассмотрим ниже.
Содержание статьи:
Типовая схема подключения двигателя через магнитный пускатель
Этой схеме подключения трехфазного двигателя надо уделить самое пристальное внимание. Она наиболее распространена во всем промышленном оборудовании, выпускавшемся примерно до 2000-х годов. А в новых китайских станках и другом простом оборудовании на 2-3 двигателя используется и по сей день.
Электрик, который её не знает – как хирург, не умеющий отличить артерию от вены; как юрист, не знающий 1-ю статью Конституции РФ; так танцор, не отличающий вальс от тектоника.
Три фазы на двигатель идут в этой схеме не через автомат, а через пускатель. А включение/выключение пускателя осуществляется кнопками “Пуск” и “Стоп” , которые могут быть вынесены на пульт управления через 3 провода любой длины.
Пример такой схемы – в статье про восстановление схемы гидравлического пресса, см. последнюю в статье схему, пускатель КМ0.
Здесь питание цепи управления поступает с фазы L1 (провод 1) через нормально замкнутую (НЗ) кнопку “Стоп” (провод 2).
Часто в таких схемах пускатель не включается из-за того, что у этой кнопки “подгорают” контакты.
На схеме не показан защитный автомат цепи управления, он ставится последовательно с кнопкой “Стоп”, номинал – несколько ампер.
Если теперь нажать на кнопку “Пуск”, то цепь питания катушки электромагнитного пускателя КМ замкнется (провод 3), его контакты замкнутся, и три фазы поступят на двигатель. Но в таких схемах кроме трёх “силовых” контактов у пускателя есть ещё один дополнительный контакт. Его называют “блокировочным” или “контактом самоподхвата”.
Не путать с блокировкой в реверсивных схемах, см. ниже.
Контакты “Самоподхвата” физически расположены на одном креплении с силовыми контактами контактора, и работают одновременно.
Когда электромагнитный пускатель включается нажатием кнопки SB1 “Пуск”, замыкается и контакт самоподхвата. А если он замкнулся, то даже если кнопка “Пуск” будет отжата, цепь питания катушки пускателя всё равно останется замкнутой. И двигатель продолжит работать, пока не будет нажата кнопка “Стоп”.
Часто в таких схемах бывает, что пускатель не становится на “самоподхват”. Дело в том самом четвертом контакте.
Схема подключения пускателя с тепловым реле
В схеме выше я упустил из виду тепловую защиту ради простоты схемы. На практике обязательно применяют тепловое реле типа РТЛ (по крайней мере, это было принято до 2000 г. у нас и до 1990 г. у “них”)
Как только ток двигателя возрастает выше установленного (из-за перегрузки, пропадания фазы) – контакты теплового реле RT1 размыкаются, и цепь питания катушки электромагнитного пускателя рвётся.
Таким образом, тепловое реле выполняет роль кнопки “Стоп”, и стоит в той же цепи, последовательно. Где его поставить – не особо важно, можно на участке схемы L1 – 1, если это удобно в монтаже.
Однако, тепловое реле не спасает от КЗ на корпус и между фазами. Поэтому в таких схемах обязательно ставят защитный автомат, как показано на схеме 7:
Внимание! Цепь управления (цепь, через которую питается катушка пускателя КМ) должна обязательно быть защищена автоматом с током не более 10А. Данный защитный автомат на схеме не показан. Спасибо внимательным читателям!)
Ток защитного автомата двигателя QF не надо подбирать так тщательно, как в схеме 3, поскольку с тепловой перегрузкой справится РТЛ. Достаточно, чтобы он защищал подходящие провода от перегрева.
Пример. Двигатель 1,5кВт, ток по каждой фазе 3А, ток теплового реле – 3,5 А. Провода питания двигателя можно взять 1,5 мм2. Ток они держат до 16А. И автомат вроде можно поставить на 16А? Однако, не надо действовать топорно. Лучше поставить что-то среднее – 6 или 10А.
Схема подключения магнитного пускателя от контроллера
Последние 10 лет в новой промышленной автоматике широко применяются контроллеры. Катушки пускателей также включаются с выходов контроллера. И в данном случае для защиты от КЗ и теплового перегрева используется схема подключения двигателя номер 8:
На схеме QF – это мотор-автомат, или автомат защиты двигателя, как в схеме 4. Только изобразил я его по современному. В данном схема подключения пускателя “спрятана” в пунктире. Там находится контроллер, который всем управляет, и включает двигатель согласно программе, заложенной в нём.
При перегрузке двигателя мотор-автомат его отключает, и размыкает свой дополнительный (четвертый, сигнальный) контакт. Это необходимо только для того, чтобы “проинформировать” контроллер о аварии. Часто этот контакт просто-напросто входит в контрольную цепь, и останавливает весь станок.
Схема подключения реверсивного магнитного пускателя
Фактически это два магнитных пускателя, объединенные электрически и механически, дальше подробнее.
Реверсивное управление электродвигателем
Реверсивный пускатель нужен тогда, когда необходимо, чтобы двигатель вращался поочередно в обоих направлениях.
Правое вращение (применяется чаще всего) – когда двигатель крутится по часовой стрелке, если смотреть ему “в зад”. Левое вращение – против часовой.
Смена направления вращения реализуется общеизвестным способом – меняются местами любые две фазы. Посмотрите на схему реверсивного включения двигателя ниже:

9. Схема подключения реверсивного магнитного пускателя на 220В с управлением от кнопок. ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА
Когда включен пускатель КМ1, это будет “правое” вращение. Когда включается КМ2 – первая и третья фазы меняются местами, движок будет крутиться “влево”. Включение пускателей КМ1 и КМ2 реализуется разными кнопками “Пуск вперед” и “Пуск назад“, выключение – одной, общей кнопкой “Стоп” , как и в схемах без реверса.
Обратите пристальное внимание на треугольник между силовыми контактами КМ1 и КМ2. Он означает “защиту от дурака”. Может произойти так, что по какой-то причине включатся оба пускателя сразу. Произойдёт короткое замыкание между фазами L1 и L3. Можно сказать, “Ну и что, у нас ведь есть мотор-автомат QF, он нас спасёт!” А если не спасёт? А пока он будет спасать, выгорят контакты пускателей!
Поэтому реверсивный пускатель должен иметь механическую защиту от одновременного включения двух его половин. А если он состоит из двух отдельных пускателей, между ними ставится специальный механический блокиратор.
Теперь посмотрите на контакты КМ2.4 и КМ1.4, стоящие в цепях питания катушек пускателей. Это – электрическая защита от того же дурака. Например, если включен КМ1, его НЗ контакт КМ1.4 разомкнут, и если наш дурак будет со всей своей дури жать на обе кнопки “Пуск” сразу, ничего не получится – двигатель будет слушаться той кнопки, которая нажата раньше.
Механическая и электрическая защиты в схеме подключения реверсивного пускателя должны быть всегда, они дополняют друг друга. Не ставить одну либо другую – моветон среди электриков.
Важно! Если существует даже минимальная вероятность неправильного направления вращения двигателя – обязательно ставьте реле контроля фаз! Вот пример – как мы сожгли винтовой компрессор за несколько тысяч евро из-за того, что перепутали фазы при подключении.
Для реализации электрической блокировки одновременного включения и самоподхвата на каждый пускатель надо, кроме силовых, ещё один НЗ (блокировка) и НО (самоподхват). Но поскольку пятого контакта, как правило, в пускателях нет, приходится ставить доп. контакт. Например, для пускателя типа ПМЛ используют приставку ПКИ. А если, как в схеме 8, используется контроллер, самоподхват не нужен, и достаточно одного НЗ контакта на каждое направление вращения.
Управление двигателем с двух мест
Обновление: как управлять двигателем с двух мест. Некоторые пояснения. Постарался минимально изменить схему, которую давал выше.
Дополнительно добавился пульт (пост) управления №2 с кнопками Пуск 2 и Стоп 2. В отличии от первого поста, в посте 2 кнопки подключены при помощи 4-х проводов. Т.е. Пост 1 подключен тремя проводами, Пост 2 – четырьмя, не меньше, никуда от этого не деться.
Реверсивное управление гидравликой
А вот пример реверсивного управления клапанами, из статьи про гидравлический пресс:
То, что применяются реле, не должно сбивать с толку. Фактически контактор и реле – суть одно устройство, отличие только в конструкции и параметрах.
Фактически, схема повторяет схему для двигателя, только вместо кнопки “Стоп” – два концевых выключателя, и кнопки SB1, SB2 – с дополнительными блокировочными НЗ контактами. Подробное описание работы схемы – здесь.
Работа реверсивного пускателя также подробно описана в статье про подключение генератора к сети дома.
Различие пускателей на 220В и 380В
Катушки магнитных пускателей для работы в сетях 380В могут быть на 220 и 380 Вольт без особых переделок схемы. Во всех схемах, приведённых в этой статье, электромагнитные пускатели имеют катушку на напряжение 220 В. Что же делать, если в руки попал пускатель не на 220В, а на 380В?
Всё очень просто – надо нижний (по схеме) вывод катушки пускателя на 380В подключить не к нулю (N), а к L2 или L3. Эта схема даже более предпочтительна, так как вся схема с пускателем на 380В может быть собрана вообще без нуля. Три фазы приходят, и три фазы уходят на двигатель, не считая управления.
Варианты нагрузок
К выходу магнитного пускателя можно подключить что душе угодно, не только двигателя, как в статье. Привожу примеры статей, в которых через пускатели включаются ТЭНы:
Ремонт и устройство конвектомата,
Схема промышленного калорифера.
Видео
Тема статьи хорошо раскрыта на канале ElStudy (Алексей Бартош):
Вот как интересно вещает на тему статьи Алекс Жук:
На этом всё, жду комментариев и обмена опытом!
Все отлично.Желательно больше статей по ремонту китайского барахла.Спасибо.
Фаза управлениә беретсә после мотор-автомата(нулеваә заһита).
При таком раскладе отклөчаетсә как сила так и управление.
Извините что не вес алфавит печатаетсә
Да, при подключении схемы управления магнитным пускателем это важный вопрос.
Если после мотор-автомата – при отключении силы снимается питание с цепи управления и катушки пускателя. При включении мотор-автомата пускатель не включится, пока не будет нажата кнопка Пуск.
А если автомат цепи управления включен независимо, это может быть опасно – при выключении/включении мотор автомата двигатель включится неожиданно.
Спасибо за полезную и интересную информацию!
Часто ставят индикацию включения пускателя паралельно с катушкой (кнопка пуск_стоп с встроенной индикацией).
Спасибо за ценную статью. Подключил пускатели на 380В в схеме с реверсом и управлением с двух мест.
Все работает хорошо!
Вопрос от подписчицы в группе ВК Татьяны:
Доброе утро, я не много)) дилетант в ваших вопросах, но по работе приходиться сталкиваться. У меня сложилась вот такая рабочая ситуация: в теплоузлы, в КУУТЭ на систему ЦО ставим нососы в основном Villo 3-х фазные.
Установку насоса и подключение его проектируют проектировщики и вроде все всегда делается по стандартной схеме. Но в последний раз сгорел насос Villo -TOP-S 65/13 DM (проработал сутки с момента установки), в сервисном обслуживании сказали, что сгорел статор и черная обмотка – предположительная причина: пропала фаза или неправильное подключение(?).
Подключено: Контактор КМИ малогабаритный 9А катушка управления 230В АС 1НО (КМИ-10910) и Выключатели автоматические «IEK» ВА47-29 3Р 16А. Можете прокомментировать ??? Может ли это быть отсутствие фазы на всем жилом доме??? Или неправильное подключение? Или ошибка электрика? И что посоветуете, что бы в дальнейшем избежать подобных проблем? СПАСИБО!
Татьяна, судя по величине контактора, и по току 9А, двигатель был маломощный, не более 2,2 кВт, если проектировщики нормальные.
Но, судя по тому, что в качестве защиты двигателя применен автомат на 16 Ампер, проектировщики не очень…
Да, двигатель работал совсем практически без защиты, налицо вопиющее нарушение правил подключения. Причиной могло быть и обрыв фазы, и перегрузка.
В случае, если бы всё было правильно, просто сработала бы защита, и двигатель бы остался целым.
Подробнее о этом – по ссылкам, которые приведены к начале этой статьи.
Спасибо!!!
Проектировщики в своём стиле.
Номинал защиты в обычной зоне, коефициент 1,25 номинала тока нагрузки, плюс желательно не полениться, и хотя бы теоретически проверить сопротивление цепи фаза-нуль, по сопротивлению кольца линии автомат-нагрузка-точка присоединения нулевого рабочего (защитного проводника) и чисто математически просчитать какой ток может пройти в этой цепи, либо прибором, а в схеме, где после общего трехфазного автомата стоит однофазный автомат, потом ставят реле контроля фаз, вернее сигнальные контакты РКФ, потом контакты теплового реле,
Не помешает сделать защиту от дурака2,последовательным включением в цепь замыкающих контактов пусковой кнопки SB1,размыкающие контакты пусковой кнопки SB2. И так-же с цепью SB2.
При пропадании фазы ток двигателя по остальным обмоткам возрастет в пять раз. Это его гарантированно выключит тк выключится защитный автомат.
Не подскажите как собрать схему дымоудаления, т.е. управление вентилятором от С2000-СП1 через пускатель ПМЛ 1220? Если я правильно понял, то НО выход С2000-СП1 подключаем к НО выходу пускателя?
Да, либо параллельно кнопке Пуск, если она есть.
Спасибо.
От себя бы добавил –
1. Автомат для защиты ЦУ после общего 3-х фазного автомата, желательно на фазу А.
2. Нормально замкнутые контакты теплового реле, желательно в цепи после автомата для защиты ЦУ, хуже точно не будет, если будет рваться именно фаза в ЦУ, в дальнейшем при эксплуатации и ремонте проще будет.(видна обмотка пускателя, ее сопротивление, видно где теряется фаза)
Приветствую, Александр!
В поисках ответа на свой вопрос, добрался вроде до нужной темы.
Однако встали несколько вопросов:
– у нас всего одна кнопка, просто для пуска двигателя при нажатии и его останова, после отпускания кнопки.
– не будет ли ошибкой подводной провод массы соединить с нулём на корпусе эл.двигателя?
– как поменять направление вращения двигателя YS90L-2 ?
на пусковом реле расположенном в коробке на корпусе двигателя все три фазы подключили к клемам L1 L2 и L3 соответственно. ноль к клеме N – вообщем всё как указано на пусковом реле. смутило, что с обратной стороны от N ни чего и ни куда не идёт. Система была б/у, кто и что с ней делали не ведомо, предполагаю что подключали к 220 В.
– при пробном пуске, двигатель вращал ротор масляного насоса в обратном направлении (попробовали подать ноль на корпус). Провод Заземления не стали пока подключать.
Помогите пож-та решить проблему подключения этого двигателя !
Ответил здесь – https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/podklyuchenie-dvigatelya-zvezdoj-i-treugolnikom-shemy-i-primery.html#comment-69383
– по кнопке не знаю, как она устроена, смотрите документацию на сайте производителя.
– это не будет ошибкой, это будет путаницей. Ноль подключать не нужно.
– поменять местами любые две фазы. Если к 220 – должен быть пусковой и рабочий конденсатор.
– как поменять направление – написал выше. Заземление подключать обязательно, в первую очередь, неразрывно!
Если двигатель БУ – там может быть что угодно, нужно смотреть по месту.
Большинство двигателей (более 90%), которые крутятся в станках, имеют “правое вращение”.
Рассказываю, как определить вращение двигателя.
#самэлектрик #дзен
https://zen.yandex.ru/media/samelectric/kak-opredelit-napravlenie-vrasceniia-dvigatelia-5df26b2298930900b16a8d72
Различие пускателей на 220В и 380В….
Всё очень просто – надо нижний (по схеме) вывод катушки пускателя на 380В подключить не к нулю (N), а к L2 или L3…… ЧЕРЕЗ ещё один АВТОМАТ. Две фазы- два автомата.
Александр, по вашей же наводке вроде внимательно прочитал статью и хочу спросить вашего квалифицированного мнения.
Восстанавливаю токарный станок TOS SU32/750, 1964 года выпуска. Компоненты электросхемы практически все в наличии, но все настолько архаичные и огромные (на некоторые и откровенно убогие, как например огромная клеммная колодка на 35 ячеек, у которых все прижимные шайбы маленькие и круглые и провода под них нормально не попадают), что появилось нестерпимое желание выкинуть все это древнее несчастье и поставить набор современных компонентов.
Вопросы следующего плана:
1. Если я правильно все понял из вашей статьи, по сути мотор-автомат это функционально единый блок, в составе которого имеются контактор, тепловое реле и автомат защиты от КЗ. В станке все эти компоненты присутствуют по отдельности. Имеет ли электрический и экономический смысл заменить соответствующие компоненты единым мотор-автоматом? Тут нюансы следующие: а). в качестве автоматов защиты от КЗ сейчас выступают старинные керамические пробки ( и есть подозрение, что на каждую фазу отдельные), тепловое реле идет отдельным блоком (не вставляемым в силовые клеммы контактора), а в станке (разумеется) присутствует реверс.
2. Если все-таки вы считаете, что п.1. делать нельзя (или дорого), то возможно ли хотя бы заменить пробки автоматами на соответствующий ампераж? Да, я читал вашу статью на эту тему, но там разговор шел про многосотамперные предохранители и пожаробезопасность, здесь же разговор про токи в единицы ампер в цепях управления и про максимум 40 А в силовых цепях (такой номинал написан на контакторах главного двигателя).
3. Под одной из статей про схемы токарных станков я задавал вопрос про заземление, продублирую здесь: из щита приходит 4 провода (3 фазы и ноль). Заземление организовано отдельным проводом от своего собственного заземления и заведено на электрощит и мет. каркас мастерской. Планирую еще обязательно к этой земле подключить корпуса всех станков. В самом станке на данный момент корпус электрически соединен с нулем (возможно не с завода). Правильно ли будет убрать в станке это соединение и заземлить только корпус станка а ноль оставить для питания катушек контакторов, освещения и доп. розетки?
Здравствуйте. Вам предстоит творческая задача)))
1. мотор-автомат это функционально единый блок, в составе которого имеются тепловое реле и автомат защиты от КЗ. Контактора там нет, он ставится отдельно. Мотор-автомат похож на обычный модульный 3п автомат, но с учетом характеристик пуска двигателя. Пробки выкидывайте сразу, ставьте мотор-автомат, или, если совсем бюджет, то обычный 3п автомат. Тепловое реле если родное, то скорее всего неисправное, лучше не рискуйте. Как вариант, используйте 3п автомат+тепловое реле.
Очень желательно настроить уставку тока мотор-автомата или теплового реле используя клещи. Уставка = рабочий ток под нагрузкой + 15-20%, но не более номинального тока двигателя.
2. менять обязательно. Пробки прошлый век, с ними проблемы.
3. Ноль использовать как Вы пишете, нельзя. Он – только для защитного заземления, смотрите по схемам станков. Питание всех остальных цепей (разумеется, кроме двигателей) – только через трансформатор. Первичная обмотка 380, вторичные – 220, 110, 24, 12В (зависит от схемы).
По третьему вопросу также:
https://vk.com/wall-109281259_131143
О да, задача предстоит нетривиальная! Но после того, как я заново сочинил электросхему для немецкого сверлильного станка 1938 года (вы только вдумайтесь в эту цифру!) и по сути заново пересочинил электросхему к точилу 3Б631А, добавив туда реле контроля фаз и освещение думаю я и здесь худо-бедно справлюсь.
1. “…1. мотор-автомат это функционально единый блок, в составе которого имеются тепловое реле и автомат защиты от КЗ. Контактора там нет, он ставится отдельно…” Стоп. А вот тут не понял. Цитата из самого начала вашей же статьи: “…Магнитный пускатель – устройство, которое обязательно содержит контактор (как главный коммутационный элемент), а также может содержать:
мотор-автомат либо защитный автомат (как устройство рабочего или аварийного отключения),
тепловое реле (как устройство аварийного отключения при перегрузке и обрыве фазы),
кнопки “Пуск”, “Стоп”, различные переключатели режимов схемы,
схема управления (может содержать те же кнопки, а может – контроллер),
индикация работы и аварии….”
Я это понял именно как сумму контактора, автомата, тепловухи и по вкусу обвязки (кнопки, переключатели, индикация). У меня что-то похожее на полках валяется, надо заглянуть и сфоткать, может я чего-то путаю, но контактор, тепловуха и кнопки там точно были. Я просто пока не очень понимаю: если в изначальной схеме реверс был организован двумя отдельными контакторами, то получается, что и мотор-автоматы надо ставить 2 шт?
схему из чешского паспорта прилагаю.
По земле ща почитаю. А по управлению… Транс нужен только и исключительно для гальванической развязки? Мне просто категорически неохота ставить туда лампочки на 24 в, тусклые они. На моем старом сверлильном я вкорячил подсветку на 220 в. Офигенная штука! кажется лампа с цоколем GX53. Светит уже (тьфу-тьфу) лет 12 и не помирает. Да и контакторы с катушками на 220 в не проблема найти. Даже у меня в закромах штук 5 валяется разной степени работоспособности.
Виктор, пускатель – это совокупность устройств. Может быть не только магнитным, но и электронным.
Контактор, тепловое реле, мотор-автомат и т.д. – это всё отдельные устройства.
Мотор-автомат ( тепловое реле, автомат) – один на один двигатель.
См. схему выше, там тепловое реле R1 и R2.
Лампу можно просто отдельную на штативе поставить.