При словах “мягкий пускатель” у человека, далёкого от электроники, возникает ассоциация – что-то мягкое, набитое поролоном или ватой.
Но давайте серьезно рассмотрим это замечательное устройство, выясним, что у него внутри и с какой стороны к нему подходить.
Содержание статьи:
Мягкий пускатель – что это такое?
Понятие “мягкий” относится не к самому пускателю, а к пуску двигателя, который подключается через такой пускатель.
Имеется ввиду, как правило, асинхронный электрический двигатель с короткозамкнутым ротором. Это самый распространенный тип двигателей. По моим наблюдениям, в 95% случаев в промышленном оборудовании применяются именно асинхронные двигатели.
Я уже писал в статье про подключение электродвигателей, что двигателя можно подключать различными способами – прямой подачей напряжения через контактор, через твердотельное реле, через схему “звезда-треугольник”, через частотный преобразователь. По приведенным ссылкам рекомендую перейти, если эта тема интересует, там много интересного.
А вот – пример реального практического применения устройства плавного пуска (мягкого пускателя), монтировал и изменял схему я сам.
Так вот, если контактор и твердотельное реле включают двигатель “жёстко” (БАХ! – и поехали), то мягкий пускатель позволяет сделать мягкий, плавный старт двигателя. Поэтому его ещё называют плавным пускателем, устройством плавного пуска (УПП) или soft starter – софтстартер.
При использовании контактора время разгона, конечно, не равно нулю – ведь двигатель не может мгновенно набрать скорость. И «плавность» в этом случае достигается за счет скольжения и потерь на питающей линии и в двигателе.
Причём, пускатель на то и пускатель, что он полностью обеспечивает все потребности двигателя в пуске, останове и защите.
Ещё раз призываю не путать контактор и пускатель, вот моя статья, в которой я подробно объяснил различия.
Где используются мягкие пускатели
Мягкие пускатели целесообразно применять там, где существует большая нагрузка на валу в момент включения двигателя. Как следствие – большие пусковые токи.
Большая нагрузка может быть за счет большой инерции ротора двигателя, а также за счет собственно нагрузки (потребителя). Имеется ввиду такая нагрузка, как конвейера, имеющие большую протяженность и перемещающие хрупкие предметы, вентиляторы, имеющие массивную крыльчатку, а также различные насосы и компрессора.Кроме того, иногда очень важно обеспечить не только плавный пуск, но и плавный останов. Например, при питании тех же конвейеров, чтобы предметы не попадали или не сместились. Либо в насосном оборудовании, для предотвращения гидроудара при выключении.
Мягкий пуск электродвигателя при помощи мягких пускателей и преобразователей частоты успешно решает все эти проблемы, а также даёт другие преимущества, предоставляя полную свободу в управлении двигателем.
Пару десятков лет назад, до развития электронных устройств пуска, при необходимости управления приводом применялись двигатели постоянного тока, управлять которыми проще. Однако, и стоят они дороже асинхронных.
Также применялись двухскоростные асинхронные двигатели.
Выбор софтстартера
При выборе мягкого пускателя вполне логично руководствоваться прежде всего мощностью подключаемого электромотора.
Однако, если мотор имеет тяжелые условия пуска, а также при частом включении/выключении, необходим запас по мощности.
Дело в том, что мягкий пускатель устроен так, что не может долго тянуть двигатель на напряжении ниже номинального. Поскольку для этого применяются тиристоры, а они греются. И им нужно время, чтобы остыть и подготовиться “морально” для очередного пуска или останова. Во время нормальной работы, когда двигатель работает на номинале, тиристоры полностью открыты, напряжение на них стремится к нулю, и они практически не греются.
В мощных софтстартерах, чтобы не напрягать тиристоры после выхода двигателя на номинал, используют шунтирующий контактор (байпас), который может быть как встроенным, так и внешним.
Основные параметры
1. Время разгона (передняя рампа). Название говорит за себя. Чем меньше время разгона, тем труднее двигателю, и тем меньше смысла использовать мягкий пускатель. Обычное время разгона – 10…20 сек. Чем больше это время, тем труднее мягкому пускателю – тиристоры не могут работать в таком режиме длительное время, греются. Другое название параметра – наклон характеристики разгона.
2. Время торможения (замедления), задняя рампа. То же самое, но напряжение плавно понижается. Другое название – наклон характеристики торможения.
3. Начальное напряжение. Если это значение выставить малым, то двигатель будет плавно набирать обороты. Если очень малым – может вообще не тронуться. Оптимально – выставить такой минимальный уровень, при котором мотор гарантированно начнет вращаться при включении.
4. Ограничения тока. Тут принцип такой же, как и у теплового реле, которое защищает двигатель от перегрузки. Только реле не может долго терпеть, и отключает цепь пуска, а софт стартер ограничивает ток двигателя на установленном уровне. Например, при разгоне ток некоторое время может составлять 120-140% от номинала, это нормально. Ток будет сохраняться на уровне ограничения, затем напряжение продолжит увеличиваться до номинала.
5. Номинальный ток. Этот параметр используется для защиты двигателя в процессе работы, и аналогичен работе теплового реле – отключает двигатель, если ток превысил уставку.
Схема включения
Схемы включения софт стартеров могут отличаться для разных моделей, но смысл один.
Выделю основные тезисы.
1. Три фазы на входе, три фазы – на выходе.
2. Система управления пуском/стопом – двухпроводная (переключатель) либо трехпроводная (две кнопки, Пуск и Стоп):
3. Внутреннее реле аварии, которое говорит о ошибке (например, перегрев или перегрузка) и размыкает соответствующую контрольную цепь.
Подробнее про схемы включения и пример реального применения мягких пускателей – в этой статье.
Настройка параметров
Рассмотрим подробно для примера переднюю панель Софтстартера Toshiba TMC7, внешний вид которого показан в самом начале этой статьи.
Reset – сброс ошибок.
Trip codes – коды ошибок, которые индицируются в определенном количестве миганий светодиода Ready.
Вот количество миганий и соответствующая ошибка:
- Проблема с силовой частью
- Превышено время старта
- Перегрузка двигателя
- Перегрев двигателя
- Дисбаланс по фазам
- Частота на входе вышла за пределы 40…72 Гц
- Ошибка чередования фаз
- Ошибка связи (в случае применения дополнительного модуля)
Current Ramp – Нарастание тока при запуске, в процентах и в секундах.
Motor FLC – ток двигателя, в процентах от номинала мягкого пускателя. Параметр защиты двигателя.
Current limit – ограничение тока во время старта
Soft Stop – время мягкого останова. 0 – выбег двигателя (отключение питания, вращение по инерции)
Motor Trip Class – Класс термозащиты двигателя. Чем выше значение, тем медленнее сработает тепловая защита двигателя при перегрузке. Число соответствует максимальному времени в секундах, через которое сработает защита при токе 7,2 от номинального. В мотор-автоматах и тепловых реле классы защиты (точнее, классы расцепления) бывают 10А, 10, 20, 30. Подробнее в ГОСТ Р 50030.4.1-2012 табл.2.
AUX relay, Phase rotatoin – функция внутреннего реле, защита от смены фаз от неправильного вращения
Excess Start Time – Превышение времени старта. Двигатель за данное время не смог развить номинальную скорость. Требуется увеличить уровень ограничения тока.
По контактам управления.
С1, С2 – клеммы подключения термистора двигателя. Если термистора нет, устанавливается перемычка.
R33…R44 – выходы функциональных реле
02, 01 – подключение кнопок управления
А2, А1, А3 – выходы для питания цепей управления и контрольных цепей схемы софт стартера.
Защита софтстартера
Поскольку Soft Starter – это электронное силовое устройство, то для его защиты по входу требуются быстродействующие предохранители. На крайний случай – быстродействующие защитные автоматы с характеристикой В. Я об этом много распространяюсь в статье про твердотельные реле, даю ссылку ещё раз.
С другой стороны (по выходу Мягкого пускателя) надо защитить пускатель и двигатель от длительного перегруза. Это определяется классом срабатывания защиты. Класс срабатывания защиты определяет время пуска при заданном токе двигателя до того, как сработает защита. Существует несколько классов защиты – 10, 20, 30. Чем больше класс, тем большая инерция у системы защиты.
Пояснения – на графике:
Ещё важно – устройство плавного пуска часто имеет одну фазу, которая напрямую передается со входа на выход. Особенно это относится к маломощным моделям. Поэтому – не удивляйтесь, если при выключенном двигателе “долбанёт”.
Устройство
Небольшой бонус – фотографии разобранного мягкого пускателя Toshiba TMC7 на 45 кВт.
Сделано для Австралийского филиала Toshiba в Новой Зеландии в 2007 году…
Ещё бонус – видео про мягкий пускатель (УПП)
Скачать инструкции и другие файлы по софтстартерам и устройствам плавного пуска
Инструкции производителей – пожалуй, лучший способ узнать получше конкретное устройство.
• Устройства плавного пуска PSR, PSS, PST / Устройства плавного пуска ABB PSR, PSS, PST. Принципы работы, параметры, схемы включения, pdf, 430.55 kB, скачан: 986 раз./• PRS2_softstarter_user manual_rus / Prostar PRS2_softstarter_usermanual_rus. Бюджетные модели. Полное описание софтстартеров, pdf, 2.42 MB, скачан: 706 раз./
• Siemens SoftStarter 3RW44 manual / Siemens SoftStarter 3RW44 - подробное руководство по софтстартерам Сименс, pdf, 1.37 MB, скачан: 670 раз./
• Soft Starter VTdriveFWI-SS3 manual rus / Soft Starter VTdrive FWI-SS3 manual на русском, pdf, 2 MB, скачан: 779 раз./
• Устройства плавного пуска / Устройства плавного пуска. Подробное описание принципов действия, примеров установки и параметров моделей софтстартеров ABB, pdf, 6.19 MB, скачан: 841 раз./
На сегодня всё, задавайте вопросы в комментариях!
Как говорят “без 100 грамм не разберешься” =)
Вещь хорошая, только остается открытым вопрос: на сколько она жизнестойкая?
За статью, спасибо!
Ещё бы режим принудительного торможения постоянкой – было бы совсем замечательно. Удорожание имхо незначительно – вместо двух симисторов две пары тиристоров, при торможении открывается только один в каждой паре, работая в режиме управляемого диода, а контроль напряжения, тока и времени уже реализован. Для лифтов и простых грузоподъёмных механизмов самое оно.
Я думаю, что такие модели есть. Хотя я не встречал. Скорее всего, для них нужен выносной резистор для отвода тепла, как в частотниках.
Сейчас я наблюдаю, что мягкие пускатели почти не используются. Везде, где нужно управление двигателем, используются преобразователи частоты (инверторы). По цене они немного дороже, но преимуществ и возможностей гораздо больше.
Опыт применения ПЧ на небольших канализационных станциях (0,4 кВ)отрицателен: экономии как таковой нет, поддержание уровня приводит к заиливанию резервуара. Там где установили, сейчас переведены в режим “мягких пускателей”.
Можно взять три блока плавного пуска, устанавливаются в электроинструмент типа болгарок. Достоинство – цена: 3х по доллару; недостатки – 1. отсутствие наворотов, плавный только пуск, 2. время пуска 1секунда и не регулируется, 3. ток до 10 ампер (до 5.5кВт) , хотя, наверно, можно перепаять
Идея хорошая. Только не понял, почему три? Ведь фаза одна…
В электроинструмент обычно ставят регуляторы на основе фазового. Это тот же диммер что используется для регулировки яркости ламп накаливания?
Для пуска трёхфазного эл.дв. Три, по одному на каждую фазу. Те, что в болгарку, размером со спичечный коробок, с тремя проводами (вх, вых и общий). Разбросом параметров при покупке из одной партии можно пренебречь.
Про инверторы статья будет? Имхо, его можно сделать на базе твердотельного/мягкого пускателя: вместо симисторов пары тиристоров, + прошивка, перед ним выпрямитель, можно встроенный…
Да, при работе с мощной болгаркой возникали мысли о мягком пуске…
По инверторам планируется . Кстати, мои планы – на блоге вверху справа.
Знаю электронщика, он сделал сам частотник на таком принципе. Прекрасно работают, несколько экземпляров.
Прошло почти 6 лет, и у меня появилось несколько статей по инверторам (преобразователям частоты)
Вот они: https://samelectric.ru/tag/preobrazovateli-chastoty
У вас мысли, а у меня из-за его отсутствия телесные повреждения и особые приметы. Учитесь на моём опыте:(
Сколько видел мягких пускателей, все они трехфазные. Зачем три однофазных?
Опубликовал статью про пример практического применения мягких пускателей (систем плавного пуска двигателей)
Надёжные ли они?
И как у них дела обстоят по величинам?
За ранее спасибо
Надёжнее, чем обычные контакторы.
При условии правильной установки – выбор по мощности, защита от кз и перегрузки мотор-автоматом.
По величинам – такого понятия нет, есть по току.
На фирменные нареканий нет в принципе (АВВ, Siemens, Shneider и т.д.) Диапазон от единиц киловатт до 315 и выше киловатт. (наличие бай-пас, 2-3 тиристорное управление, система коммутации Profibus, Profinet и т.д)
Добрый день,Александр!Скажите пожалуйста,есть ли УПП для однофазной сети? У меня в гараже есть поршневой компрессор, эл.двигатель привода которого 3,5кВт(конденсаторный пуск),так вот при запуске сильно”просаживает сеть”.Может ли вообще УПП помочь в этой ситуации?
Да, это хорошая идея.
При включении большой пусковой ток, а мягкий пускатель его значительно уменьшит, т.к. разгон продолжается некоторое время.
Есть УПП однофазные, правда, встречаются не у всех производителей.
УПП из новой Зеландии? Как он к вам попал в руки?
Неисповедимы пути оборудования. Новая Зеландия – Европа – Таганрог.
Это сейчас, при изобилии компонентов, все детали обезличены. Раньше каждый автомат и транзистор имели свою историю и судьбу…
Дополнил информацию про Motor Trip Class – Класс термозащиты двигателя.
Благодарю за инфу.
Опубликуйте, пожалуйста, схему плавного пуска на твердотельных реле.
В принципе, нужен регулятор мощности с функцией таймера.
Хорошая идея.
Присылайте, опубликую.