По схеме подключения двигателей “Звезда-треугольник” написано предостаточно. Но в каждой статье есть неточности и ошибки. Авторы просто переписывают друг у друга. Подозреваю, что большинство из них ни разу в жизни не подключали двигатель, и на практике не смогут отличить “Звезду” от “Треугольника”. Поэтому решил последовать народной мудрости “хочешь сделать хорошо – сделай это сам”, и написать эту статью.
Рассказываю, полагаясь на свой опыт и понимание вопроса. Как всегда, буду давать теорию и показывать, как это выглядит на практике.
Для начала, если кто совсем не в теме, из какой области знаний вообще это всё? Речь идёт об одном из распространенных способов подключения трехфазного асинхронного электродвигателя, при котором обмотки двигателя сначала подключаются к питающей сети по схеме “звезда”, а потом – по схеме “треугольник”. В молодых пытливых умах сразу возникнет вопрос – “Зачем это нужно?” Рассказываю подробно.
Содержание статьи:
Зачем нужна схема “Звезда – Треугольник”?
Корень проблемы кроется в пусковых токах и чрезмерных нагрузках, которые испытывает двигатель, когда на него подают питание напрямую. Да что там двигатель – весь привод при пуске скрежещет и содрогается!
ВАЖНО! Если дочитали досюда, ознакомьтесь с моей статьёй про пусковые токи. Там очень подробно о том, откуда они берутся, как их узнать, посчитать и измерить.
- Особенно это критично там, где нет понижающей передачи – редуктора или ремня на шкивах.
- Особенно это важно там, где на валу двигателя насажено что-то массивное – крыльчатка или центрифуга.
- Особенно это значимо там, где мощность двигателя – более 5 кВт, а скорость вращения большая (3000 об/мин).
Так вот, для того, чтобы уменьшить мощность на валу двигателя во время пуска, его включают сначала на пониженное напряжение, он не спеша разгоняется, а потом врубают по полной, на номинальную мощность. Реализуется это не изменением напряжения реостатами и трансформаторами, а более хитро. Но по порядку.Привод отличается от двигателя, как колесо от покрышки и как пускатель от контактора.
Схемы “Звезда” и “Треугольник”
У любого классического трехфазного двигателя есть три обмотки статора. Они могут иметь разную конфигурацию в пространстве, дополнительные выводы, но их три.
Многоскоростные двигатели не в счёт.
Как подключить все эти 6 выводов, если у нашего источника питания всего 3 фазы?
На ум пришла статья про включение транзисторных датчиков. Там похожая ситуация – у датчика три вывода, а у нагрузки два…
Это простейшая логическая задача, у которой есть два решения – “Звезда” и “Треугольник”:
В результате имеем у каждой схемы три вывода, которые можно подключать к источнику питания. А вот почему напрямую подключать не всегда возможно, об этом статья.
Эти схемы также имеют названия “Delta” и “Star“, и могут обозначаться на схемах как D и S. Но чаще обозначение идёт от вида схем – Δ и Υ. Или D и Y.
Если интересно, можно у меня почитать, чем отличаются трехфазная система от однофазной, а линейное напряжение – от фазного.
На обратной крышке борно обычно указывают схемы подключения и обозначения выводов:
По по схемам мы плотно пройдёмся ниже.
И ещё немного теории.
Мощность на валу при подаче номинального напряжения будет одинакова хоть в Звезде, хоть в Треугольнике. А токи разные, ведь P=UI. Это происходит потому, что Напряжение питания в этих схемах отличается в √3 раз, ток – тоже. В “звезде” напряжение питания двигателя (линейное) больше номинала катушки, а в “треугольнике” ток питания двигателя больше тока катушки в 1,73 раза.
Другими словами, если “базовое” рабочее напряжение катушки равно 220 В, то напряжение в “Звезде” будет 1,73 · 220 = 380 В. Другими словами, Uл=1,73Uф, где Uф – это номинальное напряжение катушки, Uл – номинальное напряжение питания. Для треугольника ситуация повторяется, но только для тока.
Таким образом, если написано одно из напряжений, можно легко узнать другое напряжение и ток:
Вот этот же двигатель, вид на клеммы в коробке:
В данном случае на шильде приведён только треугольник, но чудес не бывает – этот двигатель может работать и в звезде, главное переключить правильно обмотки. Напряжение “Звезды” будет 1,73 · 400 = 690 В, ток в то же число меньше.
Кто хочет копнуть поглубже – в конце выложу для скачивания умные книги.
Какой двигатель можно подключать в “звезду-треугольник”, а какой нет?
Двигатели наша (и не наша) промышленность выпускает разные. Но наиболее ходовые у нас (большинство читателей подтвердит) – низковольтные, для работы в сетях 0,4 кВ 50 Гц. Мы будем рассматривать как раз такие асинхронники. Они бывают на 2 вида напряжения – 220/380 и 380/660 В.
В чем отличия? В номинальных напряжениях питания. Первое число – это “треугольник”, второе – “звезда”. Такое разделение идёт в основном от мощности, “граница” проходит примерно по 4 кВт.
Бывают номиналы на новый стандарт 230/400 или 240/440 В, но это не так важно.
Как видим, оба вида имеют вариант подключения 380 В. В первом случае для этого нужно собрать схему “звезда”, во втором – “треугольник”.
Жаль, но тут возникла путаница, и нужно об этом помнить: Напряжения на двигателе обозначаются как “Треугольник/Звезда”, а схема, о которой речь – “Звезда/Треугольник”. В любом случае – номинальное напряжение в “Звезде” всегда больше в √3 раз!
Подробнее рассмотрим работу на этих напряжениях.
220/380 В
Вариант с низкими напряжениями 220/380 можно подключать на 220 В только в однофазную сеть через фазосдвигающий конденсатор либо от однофазного преобразователя частоты. И только в “Треугольнике”! А 380 В – можно подключать в трехфазную сеть через контактор, либо УПП, либо частотник только в “Звезде”! Важно, что такие двигатели для работы в схеме “Звезда/Треугольник” использовать нельзя!
Центральная точка звезды, обозначенная “0”, может быть подключена к нейтрали N, если она, конечно, есть. Но этого никто никогда не делает – ток по этому проводу будет мизерный, ибо двигатель – нагрузка симметричная.
Реальные примеры движков 220-380:
Как будет выглядеть подключение подобного двигателя в коробке:
Внизу “тройная” клемма – та самая точка “0”, которая никуда не подключается.
380/660 В
Вариант двигателя с высокими напряжениями 380/660 идеально подходит для работы в схеме “Звезда/Треугольник”. Для работы напрямую (через контактор или ПЧ) обмотки нужно собрать в “Треугольник”.
Напряжение питания 660 В в реальной жизни не используется, а схема, показанная справа, используется для “раскрутки” ротора.
Реальные примеры:
Вот этот же двигатель, его коробка борно, подключен в треугольник:
Как же так? – скажете вы. 22 кВт на 380? Напрямую, что ли? Нет конечно, иначе при его включении “тухла” бы сеть всего цеха, а здоровье энергосетей ждало бы серьезное испытание. Тем более, что он раскручивает тяжелый маховик вырубного пресса (справа видна полумуфта). Двигатель подключен через частотник, в этом весь секрет.
Звезда / Треугольник: работа схемы
Хорош теорию, даёшь практику! Как же реализован алгоритм работы схемы подключения? Если очень коротко, схема “Звезда-Треугольник” работает так.
1. Подается питание (а напряжение питания у нас во всех режимах 380 В) на выводы U1, V1, W1, а выводы U2, V2, W2 соединяются в одной точке. Реализуется схема “Звезда”, в которой вместо номинала 660 В подается 380 В:
2. Так двигатель работает несколько секунд (от 5 с до нескольких минут, зависит от тяжести пуска). Это время задается таймером (реле времени), который входит в состав схемы.
3. Далее питание полностью снимается на время второго таймера, двигатель по инерции вращается несколько периодов напряжения (время от 50 до 500 мс). Этот защитный интервал необходим для гарантированной безаварийной работы схемы. Контактор “звездного” режима должен успеть выключиться, прежде чем включится “треугольный” контактор. Ведь время выключения у контакторов всегда в несколько раз больше, чем время включения, из-за явлений намагничивания. К сожалению, эта пауза технически реализуется далеко не всегда…
4. После второго таймера включается основной режим, “Треугольник”, в котором двигатель получает нормальное питание и работает, пока его не выключат:
Всё, если коротко. Дальше будут временные диаграммы, будет всё понятно.
Есть варианты и без второго таймера, но с обязательной блокировкой включения “Треугольника”, пока не выключится “Звезда”.
Вот как я нарисовал для себя схемку много лет назад:
Но у меня приличный блог, поэтому дальше будет красиво и по порядку.
Теперь о том, как реализуется этот алгоритм. Для удобства разделим схему на две части, которые могут даже иметь разное питание – силовую и управляющую.
Реализация силовой части схемы
Понятно, что включение двигателя производится контакторами. Их нужно три.
Есть варианты схемы “Звезда-Треугольник” с использованием Преобразователей частоты и Устройств плавного пуска (мягкого пускателя, софтстартера), но не будем раздувать статью.
- КМ1 – это общий контактор, он подаёт питание на выводы U1, V1, W1 сразу и навсегда.
- КМ2 – контактор “Звезды”, он соединяет выводы U2, V2, W2 в одну точку на время разгона.
- КМ3 – контактор “Треугольника”, он подает питание на выводы U2, V2, W2 для дальнейшей работы в номинальном режиме.
Следите за цветами, буду и дальше их соблюдать для простоты восприятия:
- общий контактор КМ1 – синий,
- контактор “Звезды” КМ2 – зеленый,
- контактор треугольника КМ3 – красный.
Реализация части управления
Включать и выключать эти три контактора можно разными способами, вот несколько:
- Три тумблера. Самый простой и дешевый способ. А что? Главное соблюсти алгоритм!
- Специальный переключатель 0 – Y – Δ. Его можно купить или собрать самостоятельно, из любого галетного или кулачкового, типа ПКП.
- Релейная схема с таймером. Её рассмотрим ниже.
- Управление от специализированного реле.
- Управление от универсального контроллера (PLC). Тут рассматривать нечего – это тот же 1 или 2 вариант, только управляет не человек, а программа.
Слаботочная часть может быть вообще гальванически развязана от силовой, например через трансформатор 380 /110 В или блок питания 220 / 24 VDC. Более того, вообще питаться от аккумулятора 12 В. Главное, чтобы напряжение катушек пускателей соответствовало. Что такое гальваническая развязка и почему она безопасна – читайте про систему заземления IT.
Короче, вот простейшая схема:
В контактах с временной задержкой все постоянно путаются. У меня – правильно)
Что такое КМ1, КМ2, КМ3, вы уже знаете, а вот КА1 – это реле времени с задержкой при включении. Реле может быть любым, хоть электронным, хоть пневматическим типа ПВЛ. Главное, чтобы контакты переключались из исходного состояния через время задержки после подачи питания на КА1.
Я писал подробно про задержку времени в статье про приставку выдержку времени ПВЛ. Рекомендую, там обширная теоретическая часть.
Также годится электронное реле, как в статье про пневматический термопресс.
Подавать питание на схему (запускать двигатель) можно любыми способами – хоть тумблером, хоть через классическую схему с самоподхватом.
Минус такой схемы – есть опасность конфликта между КМ2 и КМ3. Поэтому я не очень люблю такую схему, т.к. она работает “на грани”, и её безаварийность очень зависит от механики и конструкции контакторов. Из-за этого могут подгорать контакты, а может и выбивать вводной автомат. Поэтому обязательно необходима блокировка (электрическая и желательно механическая):
Блокировка реализована на НЗ контактах, подробно об этом и не только в статье про подключение двигателя при помощи магнитного пускателя. Между катушками показана механическая блокировка, не путать со схемой “Треугольник”!
Это реальная схема, можно её применять. Если что не понятно – спрашивайте.
Кстати, вместо КА1.1 можно поставить НО контакт с задержкой Отключения. То есть, включается сразу после подачи питания, выключается – через время. Но для этого нужно два отдельных реле времени с разными принципами работы, которые должны быть синхронизированы для гарантированной паузы. Именно так и реализуется в специализированных реле времени “Звезда-Треугольник”.
Да, ещё замечание. Иногда включение питания общего контактора КМ1 реализуют не напрямую, а через НО контакт “Звезды” КМ2, затем КМ1 становится на самоподхват через свой НО контакт. Это необходимо для дополнительной проверки работоспособности реле времени КА1.
Временные диаграммы работы схемы “Звезда-Треугольник”
С привязкой к моей схеме управления, диаграммы включения контакторов:
Тут вроде всё понятно, но есть одно важное замечание. Ещё раз. Между зеленой и красной областями обязательно нужен небольшой зазор (пауза). Его может не быть (пауза = 0), но эти области могут налазить друг на друга, если используются контакторы с катушкой постоянного тока (=24 VDC). В особенности при использовании обратновключенного диода (а он обязателен!), время выключения может быть больше времени включения в 7-10 раз!
Это я к тому, что однажды мучался с такой схемой, в ней выбивал периодически вводной автомат. Поставили спец.реле с паузой, проблема была решена!
Реальный пример схемы
Вот реальный пример такой схемы на электронном реле времени:
Слева направо в нижнем ряду: КМ1, КМ2, КМ3, КА1.
А вот пример схемы с управлением от контроллера:
В группе ВК СамЭлектрик.ру есть фото и видео, как работает эта схема.
Видео, как щёлкают контакторы в этой схеме:
Вот как красиво оформили схему немцы в своём компрессоре:
На входе схемы – три провода, на выходе – шесть. Всё сходится)
Как переключить схему двигателя в “Звезду” и в “Треугольник” вручную
Если не нужна никакая автоматика, а двигатель работает постоянно в “Звезде” или в “Треугольнике”, то используя рожковый ключ, можно переключить схему соединения обмоток вручную.
На оборотной стороне крышки борно, как обычно, приведена схема:
Двигатель питался напрямую от трехфазной сети 380 В через контактор и был собран в “Звезду:
Откручиваем гайки М4, снимаем перемычки и провода питания:
Собираем схему в треугольник, на пониженное напряжение 220 В:
Переделка понадобилась в связи с тем, что нужно изменить скорость вращения двигателя, а для этого применить частотник. А частотники на такую мощность, как правило, однофазные. В результате – поехали!
Кстати, по частотникам на блоге есть цикл статей, рекомендую!
Особенность работы в “Звезде”
В соответствии с ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1) двигатели могут эксплуатироваться при отклонении напряжения ± 5 % или
отклонении частоты ± 2 %. При этом параметры двигателей могут отличаться от номинальных, а превышения температуры обмоток могут быть более предельного по ГОСТ 28173 (МЭК 60034-1) на 10 °С.
К чему это я? Дело в том, что при пуске, когда двигатель работает в “Звезде”, он работает не в режиме (напряжение отличается на 70%!), что может привести к его перегреву, если это будет длиться долго. Будьте внимательны, защищайте двигатель от перегрева и перегрузки! Но это уже совсем другая история)
Видео
Некоторые авторы тоже) доступно и интересно рассказывают о практической стороне вопроса в видео:
Скачать
Я постарался максимально раскрыть тему, но если вам нужны академические знания, пожалуйста:
• В.Л.Лихачев. Асинхронные электродвигатели. 2002 г. / Книга представляет собой справочник, в котором подробно описано устройство, принцип работы и характеристики асинхронных электродвигателей. Приводятся справочные данные на двигатели прошлых лет выпуска и современные. Описываются электронные пусковые устройства (инверторы), электроприводы., djvu, 3.73 MB, скачан: 9611 раз./
• Беспалов, Котеленец - Электрические машины / Рассмотрены трансформаторы и электрические машины, используемые в современной технике. Показана их решающая роль в генерации,
распределении, преобразовании и утилизации электрической энергии.
Даны основы теории, характеристики, режимы работы, примеры конструкций и применения электрических генераторов, трансформаторов и
двигателей., pdf, 16.82 MB, скачан: 3438 раз./
• М.М. Кацман - Электрические машины / Некоторые говорят, что это лучший учебник по электротехнике. В книге рассматриваются теория, принцип действия, устройство и анализ режимов работы электрических машин и трансформаторов как общего, так и специального назначения, получивших распространение в различных отраслях техники., pdf, 22.12 MB, скачан: 3545 раз./
• Каталог двигателей Электромаш / Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором - каталог производителя, pdf, 3.13 MB, скачан: 2286 раз./
• Каталог двигателей ВЭМЗ / Параметры и каталог двигателей, pdf, 3.53 MB, скачан: 2014 раз./
• Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию / Практические расчеты по электрооборудованию, теоретические сведения, методики расчета, примеры и справочные данные., zip, 1.53 MB, скачан: 4007 раз./
• Карпов Ф.Ф. Как проверить возможность подключения нескольких двигателей к электрической сети / В брошюре приведен расчет электрической
сети на колебание напряжения при пуске и самозапуске асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором и синхронных двигателей
с асинхронным пуском. Рассмотрены условия,
при которых допустим пуск и самозапуск двигателей. Изложение методов расчета иллюстрируется числовыми примерами.
Брошюра предназначена для квалифицированных электромонтеров в качестве пособия при выборе типа электродвигателей, присоединяемых
к коммунальной или промышленной электросети., zip, 1.9 MB, скачан: 2557 раз./
• Руководство по эксплуатации асинхронных двигателей / Настоящее руководство содержит наиболее важные указания по транспортировке, приемке, хранению, монтажу, пусконаладке, эксплуатации, техническому обслуживанию, поиску неисправностей и их устранению для электродвигателей производства «Электромашина».
Руководство по эксплуатации предназначено для трехфазных асинхронных электродвигателей
низкого и высокого напряжений серий А, АИР, МТН, МТКН, 4МТМ, 4МТКМ, ДА304, А4., pdf, 7.54 MB, скачан: 3726 раз./
• Каталог двигателей АИР / Каталог двигателей АИР - мощность от 0,12 до 315 кВт; частота вращения 3000, 1500, 1000, 750 об/мин; напряжение сети 220/380 В, 380/660 В;, pdf, 1.07 MB, скачан: 1760 раз./
• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника.
Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники.
Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача.
Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники.
Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике.
Эта книга - отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 5207 раз./
• Пуск и защита двигателей переменного тока / Пуск и защита двигателей переменного тока. Системы пуска и торможения двигателей переменного тока. Устройства защиты и анализ неисправностей двигателей переменного тока. Руководство по выбору устройств защиты. Руководство от Schneider Electric, pdf, 1.17 MB, скачан: 4025 раз./
P.S. Про использование специализированного реле времени “Звезда-Треугольник” читайте следующую статью.
Как всегда, жду уточнений и вопросов в комментариях!
С интересом прочитал новую статью.Сам тоже работаю в сфере энергетики.Автор и его сайт один из не многих на просторе интернета,который с интересом читаешь и ждешь новых статей.Удачи автору в работе,и буду ждать публикации новых статей.
Константин, спасибо!
Здравствуйте. Надо подключить электродвигатель 380/660В на 220В через конденсаторы и еще надо реверс. Взрослые люди говорят, что двигатель не пойдет в ход(не возможно такой движок подключить на однофазную сеть). Двигатель питался сетью 380 на крановых установках. Кому верить?
Здравствуйте.
Работал на 380В в треугольнике, это минимальное напряжение, при котором он может работать.
С конденсатором в однофазной цепи можно получить напряжение лишь 220 В. Однофазный частотник тоже не поможет.
Для этого нужен двигатель 220/380 В. Об этом подробно сказано в статье.
Взрослые люди правы.
Реверс – отдельная история, реализуется как обычно, на двух контакторах, схема есть на сайте.
Что скажете по этому двигателю? Треугольник, звезда у него на 400в. На треугольнике почему то ток меньше?
Смотрю и вижу – в треугольнике ток больше (14А), в звезде меньше (8А).
Так и должно быть.
Подтверждение – закон Ома.
За схемы и примеры (фото) спасибо!
Текст статьи полностью соответствует этой фразе –
“Рассказываю, полагаясь на свой опыт и понимание вопроса. Как всегда, буду давать теорию и показывать, как это выглядит на практике.”
Новичёк или нет, всё равно не понятно, в чем собственно проблема. Да, факт “просадки” сети в момент пуска мощного двигателя тяжело не заметить, но откуда просадка возникает?.. Не совсем доступно объяснили зачем на звезду переходить для облегчения пуска?..
Как по мне, вот это звучит запутано –
“Мощность на валу при подаче номинального напряжения будет одинакова хоть в Звезде, хоть в Треугольнике. А токи разные, ведь P=UI.
Напряжение питания в этих схемах отличается в √3 раз. Другими словами, если “базовое” рабочее напряжение катушки равно 220 В, то напряжение в “Звезде” будет 1,73 · 220 = 380 В.”
“Мощность на валу при подаче номинального напряжения будет одинакова хоть в Звезде, хоть в Треугольнике. А токи разные, ведь P=UI.”
– тут ключевое слово НОМИНАЛЬНОГО. Это не относится к схеме автоматики разгона “Звезда-треугольник”, это для нормальных рабочих режимов!
Пример для двигателя 220/380:
В треугольнике: напряжение на катушках должно быть 220 В (равно питающему), питающий ток в 1,73 больше тока катушек. Uл=Uф, Iл=1,73*Iф
В звезде: Напряжение на катушках должно быть 220 В, что меньше питающего в 1,73 раза. Uл=1,73*Uф, Iл=Iф
P=UI – перемножаем в случаях звезды и треугольника, одинаковая формула.
Алексей, спасибо за внимательное чтение!
Мне нравится больше так:
Если двигатель в номинальном режиме подключен к трехфазной питающей сети 380 (400) по схеме треугольник, то его можно подключить по схеме звеза на момент пуска. Напряжение на концах каждой обмотки таким образом снизится в 1,73 раза (√3), что снизит пусковой ток в 1,73 раза.
Мне нравится больше так:
Если двигатель в номинальном режиме подключен к трехфазной питающей сети по схеме треугольник, то его можно подключить по схеме звеза на момент пуска. Напряжение на концах каждой обмотки таким образом снизится в 1,73 раза (√3), что снизит пусковой ток в 1,73 раза. Важно учесть, что пусковой крутящий момент тоже снизится, в некоторых случаях это может быть критично, двигатель может вовсе не запустится
Схема с переходом на треугольник, в момент пуска снижает ток в сети в 1,73 раза.
-это краткое содержание статьи 😉
Аннотация)))
Ток в сети снижается в 3 раза при схеме пуска звезда-треугольник.
Валентин, это информация из Википедии?
Момент двигателя в 3.
Ток в корень из 3.
Почему при пуске на пониженном напряжении, будут греться обмотки? Ведь напряжение на 70% ниже.
Тут обсуждали – https://vk.com/wall-109281259_6015
Вот оттуда:
Момент на валу тот же (это вентилятор), поэтому ток для этой схемы резко повышается – двигатель работает с перегрузкой. Соответственно, скорость понижается, но это уже не важно.
Важно то что через час такой работы двигатель гарантированно сгорает. 🔥Проверено!
Век живи- век учись! Спасибо! Ждем новых статей!
Александр/СамЭлектрик, мне не видно что там обсуждали VK, в Украине доступ в VK закрыт, любопытно было бы почитать.
Ваше объяснение почему греются обмотки, когда напряжение на двигателе меньше номинального меня не устроило, стал разбираться…
Как Вам такая версия?
Нагрев обмоток увеличивается из-за снижения КПД двигателя. КПД снижается при увеличении скольжения. ИМХО
Представим себе постоянный магнит, сила с которой он будет взаимодействовать уменьшается с ростом расстояния. А теперь, если задуматься что происходит в асинхронном двигателе во время работы и почему может падать КПД при снижении оборотов. Поле статора всегда убегает от ротора (это основа работы АД и называется скольжением). Значит, при большом скольжении, если поле слишком далеко, то его действие ослабляется и взаимодействует с ротором не так сильно. Вся энергия поступающая на двигатель должна куда то деться, часть затрачивается на образование магнитного потока, а часть в тепло в виде потерь. Скорость вращения магнитного поля в статоре зависит от частоты тока и количества полюсов статора, если эти параметры не изменяются, то частота вращения поля не меняется. Выходит, что если ротор под нагрузкой вращается медленнее, чем поле статора, то-есть растет скольжение, часть энергии этого магнитного поля просто не используется и оно “уходит обратно” в статор и вызывает ЭДС самоиндукции, то-есть растёт реактивный ток. Рост тока в цепи статора увеличивает потери на активном сопротивлении обмоток, причём эта зависимость квадратична P=R*I2.
Можно сделать вывод, что максимальный КПД двигателя зависит от скольжения и лежит в небольших пределах характеристики двигателя
Алексей, спасибо!
Твои комментарии всегда очень профессиональные!
Да, можно рассмотреть этот эффект, исходя из уменьшения магнитного поля и скольжения.
И да, максимальный КПД при отклонении напряжения от номинала не более 5% – привёл ГОСТ в конце статьи.
С эффектом уменьшения КПД при скольжении превышающим какой то критический уровень, пожалуй вывод правильный, а с причиной этого уменьшения КПД у меня сомнения. Рассуждения с взаимодействием магнитных полей пошли куда то не в ту степь…
Косинус фи при повышении нагрузки растет, а при превышении номинальной нагрузки (увеличении скольжения) падает, рективный ток растёт, но не так значительно
https://www.google.com/search?sxsrf=ACYBGNQgYSey6bIRngyENMXB-5eg-wSYLw:1572416338773&q=%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C+%D0%BA%D0%BE%D1%8D%D1%84%D1%84%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0+%D0%BC%D0%BE%D1%89%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BE%D1%82+%D0%BD%D0%B0%D0%B3%D1%80%D1%83%D0%B7%D0%BA%D0%B8&tbm=isch&tbs=simg:CAQSkwEJU3cJ-34Ik7gahwELEKjU2AQaAAwLELCMpwgaYgpgCAMSKNcT2BOJA9sT3hOlCNkT6wfaE98TpD7SP6Y-qiilPqI-oz7DPac-xjYaMCPALMlBp9LDqaVYc_1I5-aCFTo2kFXOlQrkp3tnTsS6W143POwynvPNJRuNvOu5BNCAEDAsQjq7-CBoKCggIARIEBTRuUgw&sa=X&ved=2ahUKEwis1L6qq8PlAhVl1qYKHQvzAhwQ2A4oAXoECAMQBA&biw=360&bih=625#
Представим, что дигатель вращается без нагрузки. Скольжение какое-то есть. При увеличении нагрузки, мы тормозим вал=ротор, падают немного обороты, скольжение увеличивается, и далее система устойчива. Аналогично будет при “звезде” до тех пор пока нагрузка не превышает номинальную для включения в “звезду” (в 1,73 раза менее, чем в ” треугольник”).
Идея со снижением КПД мне нравится, т.е. потребляемая мощность не превышает номинал (защита не срабатывает), но при этом меняется соотношение полезной мощности нагрева.
Как думаете, есть ли смысл двигатель 380/660 включать на звезду при питании 380В?
Пару раз такое встречал такое, не уверен что это ошибка.
Цитировать самого себя это очень убедительно. “Обсуждение” в ВК просто ни о чем.
Спасибо за статью.Всё доступно понятно,интересно.Было бы здорово поставить защиту,от работы на двух фазах.Как это можно зделать?
Защита от обрыва фазы – мотор-автомат. При обрыве возрастает ток по оставшимся фазам, и автомат выбивает. Если конечно правильно настроен.
В статье есть ссылка на статью про это.
Поздравляю всех с наступающим!
Решил в этой теме продублировать своё обращение.
Помогите пожалуйста подключить правильно двигатель YS90L-2
на 380 В. Двигатель крутит гидронасос. На корпусе двигателя есть коробка с пусковым реле и наружней кнопкой. Из корпуса двигателя к реле идут всего три провода.
При монтаже подвели 5 жильный кабель (3 фазы, ноль и землю) Подскажите как правильно подключить!?
Будем признательны за наглядную схему и доходчивое разъяснение.
Это трехфазный двигатель, ему нужны три фазы и заземление. Ноль подключать не нужно.
Добрый день! Уже второй день не могу разобраться, почему вы пишете, что “Вариант с низкими напряжениями 220/380 можно подключать на 220 В только в однофазную сеть через фазосдвигающий конденсатор либо от однофазного преобразователя частоты. И только в “Треугольнике”!”, далее утверждаете, что “такие двигатели для работы в схеме “Звезда/Треугольник” использовать нельзя!”.
Почему же нельзя подключить такой двигатель к сети 220В по схеме звезда? Ведь тогда на каждой обмотке будет по 127В. Токи на обмотках тоже упадут в 1,73 раз (корень из 3).
Далее мы переключаем соединение в треугольник. Получаем на обмотках напряжение 220В (что соответствует номинальным характеристикам двигателя “220/380В”). Так значит, что все-таки можно использовать для таких двигателей схему “Звезда/Треугольник”.
Всё аналогично вашему же примеру для двигателей “380/660 В”
Максим, хороший вопрос!
Я написал это для стандартного линейного напряжения 380 В.
Если же у Вас есть (не важно, как оно получено) линейное напряжение 220 В и фазное 127, то если двигатель “220/380” (Питание Треугольника/Питание Звезды) включить в схему переключения обмоток “Звезда/Треугольник”, при разгоне в “звезде” линейное напряжение 220 В будет приложено к обмоткам, которые требуют питание 380 В. То есть, будет “плавный” разгон.
Далее, при переключении в “Треугольник” то же самое линейное напряжение 220В будет приложено к обмоткам, которые требуют питание 220 В.
То есть, в “Звезде” подключить можно, что и делается на первом этапе при разгоне. Но работать долго двигатель так не может – через некоторое время будет перегреваться, т.к. напряжение питания не соответствует номиналу.
Надеюсь, понятно объяснил?
Александр, спасибо большое за оперативный ответ! Конечно, понятно)
А сеть, где линейное напряжение 220В, вроде, получается от однофазного ПЧ (где на вход ПЧ подаётся фаза 220В и нейтраль, а на выходе имеем три фазы по 220В). Поправьте пожалуйста, если я ошибаюсь.
Спасибо вам за ваши статьи!
Да, правильно, на выходе ПЧ с однофазным питанием действует напряжение трехфазное линейное 220 В. Фазного там нет, т.к. нет нуля (выходы ПЧ – как бы в “Треугольнике)
Рад, что помог, удачи!
Много воды, псевдоумных разглагольствований. Что еще за коробка борно?так не говорят лет 50 уже
Говорят.
А по разглагольствованиям требую конкретики.
Чем хорош данный сайт, так это тем, что посторонний человек может прислать свою статью для опубликования. Также большим плюсом является то, что любой зашедший вася может высказать свое мнение в комментариях, пусть даже и не правильное.
Это точно!
Любой может стать не только читателем, но и Автором!
По поводу комментариев, это называется обратная связь от читателей, автор статьи сможет понять где возникли трудности с пониманием, дать разъяснения если нужно, так что любые комментарии полезны
Человек не привел каких-либо аргументов, кроме того, что “борно уже не говорят”. На самом деле, опытные электрики используют по привычке это слово до сих пор. В некоторых комментариях конструктива -ноль, а есть только желание докопаться.
Да, согласен.
Дело в том, что говорят и так, и эдак.
“БРНО” означает “блок распределения начала обмоток”
“Борно” в переводе с французского “borneau” – терминал. Встречал это слово во французской схеме. Означает любую распределительную коробку.
Производители двигателей в своих каталогах (можно скачать в конце этой статьи) пишут “клеммная коробка” или “коробка выводов”
В ГОСТ этот термин не определен, поэтому как назвать – дело вкуса.
Да, некоторые любят возвеличиваться за счет унижения других.
Первая мысль была при виде этого коммента – человек пришел из Дзена.
Там таких хейтеров полно, приходится удалять комменты и банить, объяснять что-то им нет смысла.
Кстати, кто не подписан, прошу – https://zen.yandex.ru/samelectric
Да уж, этот Дзен то ещё место))
Вот видите, а если ещё капнуть, то окажется что коммент не такой уж безсмысленный, просто нам он не сразу был понятен. Теперь ещё можно обсудить, почему было сказано – “много воды”
Думаю банить и удалять нужно откровенное хамство, а подобные комменты как у Антона имеют смысл, просто не всегда понятный с ходу
Если коротко к чему я веду, любой коммент, в рамках правил полезен.
А если разбираться, то можно прийти к тому, что и комменты можно не писать вообще, ну всё же и так понятно, а длинные тексты статей можно сократить до одной формулы, парадокс однако!
Пришли к тому с чего начали – оставляем как есть, всем не угодишь! Каждый делает для себя свои выводы, если захочет. 😁
Всё правильно. Я не против любых комментариев, если там нет прямых оскорблений и ругательств.
Кстати, за всё время существования сайта (почти 10 лет!) я забанил только одного комментатора.
Сидоркин, помнишь такого?)))
Кстати, в тему – Правила комментирования. https://www.samelectric.ru/about-samelectric#commenting
ничего не упустил, никого не притесняю?))
Здравствуйте. Надо подключить электродвигатель 3кВт 1400об/мин 380/660 на сеть 220В через конденсаторы и сделать с реверсом. Движок стоял на крановых установках. Подключена была на 380(работал исправно). Взрослые люди говорят, что подключить электродвигатель на 220В не получится. Не будет работать(сгорит). Если есть ватсап или группа ВК сообщите по номеру +79191530773. Здесь тяжело копаться ☺
Здравствуйте.
Работал на 380В в треугольнике, это минимальное напряжение, при котором он может работать.
С конденсатором в однофазной цепи можно получить напряжение лишь 220 В. Однофазный частотник тоже не поможет.
Для этого нужен двигатель 220/380 В. Об этом подробно сказано в статье.
Взрослые люди правы.
Реверс – отдельная история, реализуется как обычно, на двух контакторах, схема есть на сайте.
Братья. Объясните по конкретнее пожалуйста. Что не дает запускаться двигателю 380/660, если его подключить на 220В через конденсаторы.
Конкретнее👇
Подключение концов обмоток по определенной схеме внутри двигателя?(мы его не можем изменить)
Диаметр эмальпровода?
Может еще что мешает?
Рад будем если найдется конкретные данные по этому вопросу.
Двигатель включен по схеме “Треугольник”, на 380В?
220 В – это не номинальное напряжение для него. Тем более, через конденсаторы, где мощность может падать на 50%.
Даже если каким-то чудом удастся его раскрутить, он перегреется.
Решения вижу два:
1. Подключать его в сеть 380В
2. Отдать в перемотку, чтобы его перемотали на 220/380В. Потом пробовать с конденсаторами.
Братья. Объясните по конкретнее пожалуйста. Что не дает запускаться двигателю 380/660, если его подключить на 220В через конденсаторы.
Конкретнее👇
Подключение концов обмоток по определенной схеме внутри двигателя?(мы его не можем изменить)
Диаметр эмальпровода?
Еще как выше было записи про линейные 220В через П/Ч?( в двигателе 380/660 треугольник линейные 380)
Может еще что мешает?
Рад будем если найдется конкретные данные по этому вопросу.
Если что, как попробуюм подключить движок 380/660 на 220, здесь сообщу итоги возни и что получилось😐
От 230 В запустить можно, но если подключать 3 фазы, мощность будет соответственно меньше. Через частотник тоже можно, но мощность так-же будет меньше номинала по той-же причине (сниженном напряжении). Если использовать конденсатор, то мощность будет ещё меньше, и того останется примерно 20% от номинала.
Зная тот факт, что и так есть проблема в момент пуска при питании от 3-х фазного напряжения, то на напряжении ниже номинала от одной фазы по схеме с конденсатором, скорее всего двигатель вообще не будет стартовать, даже без нагрузки.
Алексей, если двигатель на 380 подключить к трехфазной сети 220 (неважно, как она получена), то двигатель будет очень сильно греться, поскольку работает не в номинале. Производители рекомендуют отклонение не более 5%.
Может быть, покрутится с пониженным моментом несколько минут, а потом всё равно нести на перемотку – как я и рекомендовал выше.
Зато после перемотки на 220 будет работать без проблем! Не раз встречался с этим вопросом, только перемотка помогает – это гораздо лучше, чем лепить конденсаторы.
Александр/СамЭлектрик, я написал что-то не правильно?
Давайте включим критическое мышление и подумаем. В чём разница межу двигателями для 220 В и для 380 В? Наверно в количестве витков обмотки. Из этого следует, что напряжённость магнитного потока будет меньшей для случая включения двигателя рассчитанного на 380 В в сеть с напряжением 220В, соответственно крутящий момент тоже будет меньше, значит механическая мощность на валу меньше.
Теперь вернёмся к вашему утверждению, что что то непременно должно сгореть.
Нагрев двигателя может быть вызван снижением КПД, а мы знаем что он зависит от коэффициента скольжения, то есть когда скольжение растёт – КПД падает.
Вывод: если двигатель рассчитан на 380, но его включат в 220, ничего не сгорит, просто этот двигатель будет развивать меньший крутящий момент на валу, и если не допускать превышения нагрузки на вал, то ничего сгореть не должно.
Приведу пример, допустим есть трансформатор, что произойдёт если включить трансформатор рассчитанный на 380 В в сеть220 В? Ничего страшного, просто такой трансформатор выдаст со вторичной обмотки напряжение меньше номинального, как мы знаем напряжение зависит от соотношения количества витков.
Он будет нормально работать если его не перегружать и не допускать большой просадки напряжения на вторичной обмотке, что бы не выделялось слишком много тепла на активном сопротивлении обмотки. Габаритные размеры такого трансформатора будут больше, чем если бы был трансформатор на нужную мощность с первичной обмоткой на 220 В, но работать будет
Алексей, ты прав. Но момент должен быть уменьшен значительно (сейчас не помню формулу). Например, я проверял – не греется двигатель при таком включении только вообще без нагрузки на валу. Но зачем нужен такой двигатель?
Если же момент на валу тот же (например, вентилятор), ток для этой схемы резко повышается – двигатель работает с перегрузкой. Соответственно, скорость понижается, но это уже не важный побочный эффект.
Вот пример: https://zen.yandex.ru/media/samelectric/elektrodvigatel-v-zvezde-na-400-volt-5df398fa028d6800b057f671
И ещё важное замечание: Во сколько раз понижается напряжение, во столько должна быть понижена и частота этого напряжения. U/f = const. В этом принцип работы частотников.
Рустам, ответил выше.
Рустам, вам правильно посоветовали не включать его. Как и работа двигателя только на двух фазах, работа на пониженном напряжении всех трёх фаз – частая причина перегрева и выхода из строя двигателя. Может на холостом ходу он у вас запустится, но при появлении нагрузки на валу начнёт сильно греться.
Абсолютно верно!
Либо во столько же раз надо понижать частоту напряжения питания. Как в ПЧ. Тогда будет работать нормально.
Тогда упадёт максимальная скорость двигателя. Снова компромиссы.
Компромисс – это сгорит или не сгорит двигатель.
Менять скорость двигателя – это основное, ради чего люди платят деньги и ставят ПЧ.
Пример – https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/preobrazovatel-chastoty-primer-primeneniya-v-stanke.html
Маловероятно, что приобретут пч, если речь уже идёт о конденсаторном пуске. А так да, пч с однофазным входом на 230В., и трёхфазным выходом 380В. пригодился бы.
Лет 15 назад чуть не сожгли такой пч фирмы Омрон, подали на однофазный вход 230В, три фазы 380В. Я с инженером пошли подключать его, до этого подключали только трёхфазные. Я ещё заметил на шильдике написано Single phase вместо Three phase. Сказал об этом инженерам, но был проигнорирован, как зелёный юнец. При подаче питания раздался громкий хлопок, и цех наполнился едким запахом дыма, выходящего из частотника. Все это под визги сидевших неподалёку работниц цеха.
Инженеры так сразу и не поняли, в чем дело. Вначале грешили на брак пч. При вскрытии были обнаружены два взорвавшихся мощных электролита, заливших плату. После замены кондеров пч заработал. Те Омроны были японского производства, как же давно это было…
«Чуть не сожгли» — дык выходит, что всё-таки спалили! =) Хорошо ещё, что подлежал ремонту.
Нам как-то пришло два простейших (чехословацких/польских) щитка управления — запускать двигатель «наждака» — автомат да контактор. На передней панели — четыре кнопки: «вкл./откл.» автомат и «вкл./откл.» контактор. Слесари их потом постоянно между собой путали, тыкали все подряд, не могли включить.
Откручиваю переднюю панель: оказалось не всё так просто — КАЖДЫЙ контакт от кнопок, предохранителей–«пробок», контактора, автомата выведен на клеммную колодку в нижней части ящика, в общей сложности около 24 штук. Все коммутации предлагалось производить перемычками с другой стороны колодки, что ещё добавляло проводов. В итоге было выкинуто всё лишнее (колодки сгодятся и в другом месте), собрана классическая схема, щитки полегчали почти что на треть.
Через пару минут работы один контактор отключился. Я тогда тоже был «зелёный юнец» и решил, что где-то сам накосячил (щитки перебирал я). Открываем панель — запах гари: сгорела катушка контактора. Она, с какого-то перепугу, была на 220В, притом что во втором контакторе катушка на 380В (подключали однообразно). Выяснилось это только при разборке — рабочее напряжение было указано на наклейке на обмотке и нигде больше. За отсутствием замены, был установлен классический совдеповский контактор и весь этот «ужас» был окончательно забыт.
Здравствуйте у меня вопрос насчёт того что у меня система дымоудаления мощностью 22 кВт. Вот хочу сделать звезда-триуголник. Вот эти магнитный пускатель подойдут или нет. А если сделать только триугольник выдержать эти пускатели мощности двигателя 22квт с пусковым током… Спасибо за ранее.
Равшан, надо смотреть на шильдике номинальный ток двигателя. Для 22 кВт на 380 В он будет около 45 А.
Значит, такие контакторы подойдут.
Но двигатель обязательно должен быть на 380/660 В. Вышлите фото таблички на двигателе.
Добрый день. Вот характеристика двигателя. Он сам подключён Завадский триугольником. А пускатель на 80 А выдерживает мощности 22 кВт и пускового тока этого электродвигателя прямого подключения через пускатель
Равшан, я не понял комментарий. Но по фото могу сказать – двигатель в треугольнике потребляет ток 43 А, и контакторы при напряжении 380 В могут пропускать ток до 65 А и 95 А.
То есть, и двигатель, и контакторы вполне подходят для схему Звезда-Треугольник.
Всё будет работать. Не забудьте про защиту! Какую автоматику собираетесь использовать? Реле времени, или специальные реле?
реле времени
У нас двигатель завадской подключен триугольник можно ли подключить прямо через пускатель без схема звезда-триуголник
Да, на 380 В будет работать только в треугольнике, если прямо через пускатель.
как нарисована на схеме
вот схемка
Да, схема работать будет. Проверьте, чтоб катушка контактора была на 380 В.
Да, можно и прямой пуск, без схемы “Звезда-Треугольник”. Но тогда возможны проблемы, о которых я пишу в начале статьи – https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/podklyuchenie-dvigatelya-zvezdoj-i-treugolnikom-shemy-i-primery.html#%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BC_%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%B0_%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0_%D0%97%D0%B2%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0_-_%D0%A2%D1%80%D0%B5%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA
Да, должно работать
Киповец сказал, должно – значит должно! )))
Меня только напрягает защита.
Автомат на вводе должен быть не более 63 А, а уставка теплового реле – 40…43 А.
Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, стоял двигатель 380/660, вышел из строя. У нас есть новый, тоже 55кВт но 220/380. Есть ли вариант использовать его вместо старого?
Здравствуйте! Предварительный ответ: Да, только если прямой пуск (без “Звезды-Треугольник”), и если двигатель включить в “звезду”.
Для точного ответа вышлите фото шильдиков старого и нового двигателей, и скажите, как происходит пуск, через какую схему?
Шильдики пока не доступны, это производство находится в другом городе. Там автоматика производственной линии управляла этим двигателем по принципу звезда-треугольник. Местные технари, как я понял, не могут вмешиваться в эту автоматику. Поэтому и возник этот вопрос. Это вентилятор, пусковые токи большие. Можно ли как то решить эту проблему без частотника?
Звезда-треугольник с этим двигателем 220/380 работать не будет.
Если прямой пуск через контактор невозможен, то как вариант софтстартер (УПП), или частотник.
Или двигатель такой же 380/660, и переделывать не нужно ничего)
Для полного понимания вопроса, подскажите пожалуйста, если мы двигатель 220/380 включим в треугольник и подадим на углы треугольника 380В. Как поведет себя двигатель? Что будет происходить с обмотками?
Для работы в треугольнике нужно напряжение питания 220 В. Если подать 380 – сами понимаете, ничего хорошего не будет, быстро перегреется.
Ваш вариант писал выше – только если прямой пуск (без “Звезды-Треугольник”), и если двигатель включить в “звезду”.
Здравствуйте, уважаемый Автор! Возможно ли подключение двухскоростного ас. двигателя, рассчитанного на 380 В, в сеть 220 В и каким образом?
Здравствуйте! Почему думаете, что двигатель двухскоростной?
По моему это обычный двигатель.
На 220 В – через конденсатор или ПЧ, но обмотки нужно включить в Треугольник.
Добрый вечер, Александр! Благодарю Вас за время, мне уделённое. Уверяю, обмотки изолированы одна от другой, их две: высокая и низкая скорость. Две обмотки/две “звезды”. Попытаюсь повернуть фото шильдика, для удобства чтения.
4AP80-62S
Да, судя по тому, что на шильде указано 2 скорости (1000/3000, если не учитывать скольжения), это двухскоростной.
Имеется насос погруженный в скважину. хотелось бы увеличить производительность.
Насос работает в сети 220В, провод имеет 3 питающих жилы и заземление, пара параллельно спаянных конденсаторов образуют сдви фазы – двигатель асинхронный и подключен видимо по схеме треугольник. Есть возможность подключить на него 3 фазы от обычной сети. Это увеличит мощность но двигатель как я понял сгорит, верно? Ему нужно фазовое напряжение 127В либо частотный преобразователь вместо конденсаторов чтобы раскрыть весь потенциал, верно? Или всё-таки от обычной трёхфазной сети будет нормально работать?
Да, подключение на 3 фазы увеличит производительность. Если всё сделать правильно, двигатель не сгорит.
Вопросы.
1. Вышлите шильд двигателя, или его параметры – мощность, обороты, ток, напряжение.
2. Если двигатель трехфазный асинхронный на 220/380 В, то от 3ф сети 380 В всё получится. Он сейчас подключен на треугольник, надо будет выкинуть конденсаторы и включить его в звезду.
3. Очень важен вопрос защиты. Какой автомат стоит? Каким кабелем проложена линия питания до двигателя – длина, сечение?
Шильдика к сожалению не увижу так как насос погружен в скважину на 40 метров, и инструкции к сожалению найти не могу. По той же причине и переподключить обмотки в звезду не получится. Я по сути сантехник (хотя и с электрикой дружу) и делаю водопровод для хозяина. Хочется найти оптимальный вариант для повышения производительности водопровода. Вытаскивать насос из скважины он не хочет, зима на носу. И спалить двигатель просто так не хотелось бы. Провод до блока конденсаторов 4х1.5 квадрата, одна из жил – заземление и по сути никуда не подключена потому как розетка без заземления. Длина провода – метров 50…60 в общей сложности. Насос – киловатта полтора, знаю только приблизительную модель. Розетка – обычная на 220 В, защищена простым автоматом на 10 А.
А на соединение треугольник фазное напряжение понижать до 220 нужно если я правильно понимаю?
“А на соединение треугольник фазное напряжение понижать до 220 нужно если я правильно понимаю?” – ничего не нужно понижать, Если двигатель трехфазный асинхронный на 220/380 В то он сейчас в треугольнике и включен в розетку, в которой и так 220.
Если вытаскивать никак нельзя, то нужен однофазный частотник. Но без специалиста тут никак…
Вообще переключение на звезду 380 серьезная процедура, нужно и питания, и схему, и защиту переделывать, пусть хозяин решает, такие дела за 5 минут не делаются.
Иначе можно действительно всё спалить и остаться без воды.
Спасибо за разъяснение.
Добрый день!
Статья не плохая (я так не умею, хотя все понимаю :)). По-моему, ошибка в силовой схеме “Звезда-треугольник” в части подключения треугольником – по фазе L3 напряжение на катушке двигателя будет 0.
Андрей, добрый) Не вижу ошибки.
Фаза L3+L1 питает катушку U,
L3+L2 питает катушку W.
На какой катушке, по Вашему, будет 0?
Здравствуйте Александр. Спасибо Вам за статьи, читаю с удовольствием. Как пожелание: в статьях, где речь идёт о практических подключениях, испытаниях и т.п. добавляйте пожалуйста (по возможности) раздел ошибок, то есть наиболее частые ошибки в том или ином случае, что будет если… короче в таком духе. Это будет вообще супер.
И если можно два вопроса (извиняюсь, если есть ответ в статьях и я их не нашёл, или плохо искал):
1 как определить у 3-х фазного двигателя где начало обмоток а где конец (в случае отсутствия БОРНа, то есть выведены 6 концов и всё) и имеет ли значение если начала и концы будут соединены как попало, для треугольника и для звезды. Что при этом произойдёт?
2 можно ли применить аппарат защиты двигателя в качестве обычного автомата? (Отвечаю сам себе, поправьте если не прав- можно, но это будет автомат с характеристикой D)
Спасибо
Да, типичные ошибки – хорошая идея, буду по возможности их указывать.
1. Нужно обязательно определять. Способы есть, они связаны в подачей испытательного напряжения, посмотрите в инете. Если это не соблюсти – будет похоже на пропадание фазы – двигатель будет греться и крутиться медленно (если вообще будет)
2. автомат защиты двигателя в щиток вместо АВ “D”? Можно, но не рекомендую. Из плюсов – можно регулировать уставку (номинальный ток, по аналогии с АВ). Из минусов – высокий ток ЭМ расцепителя не способствует безопасности. Читайте мою недавнюю статью, почему лучше ставить букву “B” в домашний щит.
Если наоборот – АВ “D” поставить на защиту двигателя? Тоже возможно, но нужен точный расчет. Не все пары “номинал АВ / номинал двигателя” обеспечат нужную защиту. И не обязательно АВ “D”. Я ставил на двигатель токарного станка 10 кВт автомат С25.
Доброго дня! Подскажите, для подключения данного двигателя, обязательно ставить частотник, пускатель или можно подключить напрямую через автомат, питание подведено 380, кабель 5х1.5 метров 15. Фото шильды с двигателя прилагаю, это вентилятор.
Вторая шильда
Этот двигатель подключать в “звезде”, ток номинальный будет 8 А.
Учтите, что на длине более 15м на таком сечении может оказывать влияние падение напряжения.
Можно подключить как угодно (какие требования к приводу?), главное – чтобы была защита, которая вырубит питание если ток превысит номинал.
Самое бюждетное – автомат трехполюсный 10А с характеристикой “С”.
Сразу после включения и потом периодически меряйте клещами ток по каждой фазе, он не должен быть больше 8А.
Спасибо за консультацию
здравствуйте ! подскажите пожалуйста данный движок подключаю звездой! если вместо земли подключу ноль к винту земля – не критично?? земли нет к сожалению….
подключаю на 380 , через АВ 25С
На 380 – только звездой!
По нулю не подскажу – вопрос сложный.
Лучше ноль не подключать, а корпус и весь привод заземлить по месту.
25 А очень много, он не выключится никогда, даже если из двигателя дым пойдёт.
Номинал указан – 5,6А. Лучше РТЛ или АЗД.
А автомат на вводе С10.
а сечение земли какое нужно? реле обязательно?
ещё вопрос – с такими параметрами дровокол потянет? )))
Что значит реле? Контактор?
Я не знаю Ваш уровень бюджета. Если планируете сделать всё правильно, используйте контактор, кнопки Пуск и Стоп. В простейшем варианте можно применить АЗД (мотор-автомат) – это будет и пуск/стоп, и защита от перегруза и КЗ.
Не понимаю “дровокол потянет”
Откуда я знаю, о какой модели дровокола речь? Что говорит производитель?
есть сип 16- пойдёт на землю?
Алюминий нельзя. Сечение – не менее фазного, медь.
такой АЗД пойдёт- Авт. выкл. защиты двигателя 3P 6-10A 50кА ВА-401 DEKraf ??
Лучше на шаг меньше взять по току (4-6А). И выставить уставку не по номиналу, а по реальному рабочему току, который всегда меньше номинала. Например, 5А. Измерить клещами.
дровокол – морковка на вал движка ! параметры движка потянут?
бюджет ограничен)))
По мощности не скажу. Спросите у тех, кто понимает в дровоколах. Поищите аналоги, посмотрите какие там двигатели.
есть медь 6м2- подойдёт на землю?
или есть ПВС 4Х2,5
Если бюджет ограничен, то и ПВС (все жилы вместе), и 6 мм2 пойдет. Но гораздо важнее не сечение, а качество подключения и заземления.
наверное не стоит в АЗД завышать ампераж?это по поводу предыдущего вопроса по выбору АЗД!
лучше наверное взять от 4до 6А ? двигатель то на 5,6А
Да, лучше на шаг меньше взять по току. И выставить уставку не по номиналу, а по реальному рабочему току, который всегда меньше номинала. Измерить клещами.
я ПВС хотел весь движок подключить с землёй – 2.5мм2 не мало?
Работать будет.
Но если длина более 20 м – будет падение напряжения и потери мощности, учтите это.
да знаю! метров 5-6 не больше будет
спасибооооо !!!!!!
Добрый день. На работе пришлось заниматься приобретением электродвигателя достаточно большой мощности – 45 кВт с напряжением 220/380. Обеспечить его запуск по схеме звезда/треугольник возможности нет, да и вообще вмешиваться в схему не могу, соответственно только прямой запуск. Как я понимаю, для данного случая совершенно нет разницы, будет ли приобретённый двигатель 220/380 или 380/660, просто в первом случае мы запустим его на звезде, а во втором случае – на треугольнике. Однако куда более опытный коллега настаивает, что двигатели 380/660 можно запускать только по схеме звезда/треугольник, и в целом звезда в 220/380 является более щадящим режимом работы, чем треугольник в 380/660, чему я не нашел никакого подтверждения в интернете и литературе. Подскажите, есть ли какие подводные камни в переходе со звезды 220/380 на треугольник 380/660 в рамках двигателя одной мощности?
Добрый! Коллега немного заблуждается.
1. “двигатели 380/660 можно запускать только по схеме звезда/треугольник” – верно, только без “только”. Можно в Звезде/Треугольнике, а можно прямым пуском, в Треугольнике.
2. “звезда в 220/380 является более щадящим режимом работы, чем треугольник в 380/660” – этот фейк много лет гуляет по интернету, и никто не может внятно его объяснить. “щадящий” – это не технический термин. Есть номинальный режим. Если напряжение ему не соответствует (например, подать 380, если нужно 220 или 660 согласно собранной схеме), то двигатель не будет выдавать номинальной мощности, быстро перегреется и сгорит. По моему опыту, двигатель 380/660, включенный в Звезду на напряжение питания 380 В, начинает дымиться примерно через час. Зависит от нагрузки на валу.
Вы абсолютно правы: “для данного случая совершенно нет разницы, будет ли приобретённый двигатель 220/380 или 380/660, просто в первом случае мы запустим его на звезде, а во втором случае – на треугольнике”. Если нужен “плавный” пуск, то либо выбирайте двигатель 380/660, либо ставьте ПЧ или УПП для любого типа двигателя.
Здравствуйте Александр. Подскажите пожалуйста: есть старый Советский токарный станок (16Б16КА), у него в главном приводе двигатель (по спецификации в паспорте): тип-4А132S 8/4 мощность (кВт)- 3,2/5,3 частота вращения- 750/1500. Шильдик к сожалению недоступен (или с недоступной стороны движка или его вообще нет). На панели управления станка есть переключатель скорости (галетного типа на три положения: 1; 0; 2). Он реально переключает скорость.Ток измерил клещами: на 1-й скорости ток 7А; на 2-й где то 4А. Судя по электрической схеме этот переключатель переключает обмотки: либо звезда либо треугольник (“мягкого” пуска со звезды на треугольник здесь нет). В связи с этим вопрос: получается что у меня двигатель 380/660 ? А как же ваше мнение о том, что такой двигатель в звезде нельзя эксплуатировать в длительном режиме? И ещё вопрос- хотим поставить ПЧ (коробка постепенно выходит из строя). Продавец ПЧ сказал, что обмотки мне нужно соединить в звезду. Он прав? (Ещё один продавец сказал, что судя по указанному количеству оборотов- это двигатель синхронный. Во как)
Здравствуйте! И Вы, и продавец не правы))).
И в звезде, и в треугольнике скорости вращения одинаковые (если не брать скольжение), разные только мощности (момент) на валу.
Этот двигатель – двухскоростной.
https://samelectric.ru/promyshlennoe-2/podklyuchenie-dvuhskorostnogo-asinhronnogo-dvigatelya.html
Я полностью перебирал электрику такого станка, и подключал двигатель.
Если хотите скину информацию.
Скиньте пожалуйста. И если можно, то дайте рекомендации по подключению частотника (планирую на 5.5кВт), как в этом случае подключить обмотки? Статью по ссылке почитал, но для себя ответа точного не нашёл, извините. Наверное и вопрос мой в той теме надо было писать, прошу прощения, не знал, что у меня двигатель двухскоростной (на крышке брно классическая схемка с одним треугольником и одной звездой, и шесть клемм). А почему вы говорите, что и в звезде и в треугольнике скорости вращения одинаковые? Или это не к моему двигателю а к обычным односкоростным?
Да, в звезде и в треугольнике скорости вращения одинаковые, это к обычным односкоростным.
У вас на выводах обмоток есть какие-то обозначения? Типа С1, С2, и т.п.?
В СССР одинаковые по названию станки производились разными заводами – от Новосиба и Еревана до Калининграда и Львова. И схемы могли быть очень разными.
И двигатели тоже. Поэтому точно ничего не скажу.
Чуть позже скину ссылку на информацию по 16Б16КА.
Тут.
https://dzen.ru/media/samelectric/sovetskii-tokarnyi-sobiraem-shemu-63a6cd16e2427d502b3f6fe0
Вопросы можете задавать там или тут, как удобнее.
Александр, добрый день!
Имею такую ситуацию: к вспомогательному помещению подведены две фазы от 380в сети. Протянуть третью, к сожалению, возможности нет + помещение временное. Можно ли подключить двигатель 380в по схеме звезда от двух фаз + фазосмещающий конденсатор? Заранее благодарю.
С уважением к Вам и Вашему опыту, Артем.
Можно, но есть нюансы.
Поскольку напряжение 380, нужно расчет и подключение делать исходя из этого.
Тут ответили также
https://vk.com/wall-109281259_59068
Коробка с выводами на электродвигаьтеле называется коробка БРНО расшифровывается так: блок распределения начальной обмотки, а Брно это город, вроде в Чехии, а может и нет, я не электрик!
А может и нет)))
Я написал подробную статью, как всё-таки правильно – борно или брно:
https://dzen.ru/a/XswV5gZ25HWyIO61
Добрый день!
Имеется ЭД 380/660В_17,2/ 9,9А_мощностью 7,5 кВт, помогите рассчитать потребляемый ток при подключении к сети 380В звездой и какие есть недостатки при подключении к сети 380В по схеме звезды, можно ли продолжительно работать в таком режиме?
660В – это напряжение звезды. 9,9А – это ток звезды.
Недостаток подключения звездой в продолжительном режиме при 380 В – это не номинальный режим, двигатель перегреется.
Также ответили тут:
https://vk.com/wall-109281259_77208
Здравствуйте! Вопрос не совсем в тему, но про асинхронный двигатель..
Двигатель асинхронный 3-х фазный на 220/380, мощность что-то там типа 450Вт. Подключается к однофазной сети 220в. Через конденсатор, само собой. Проблема в том что он должен работать сутки и более непрерывно (вращает некую штуковину, преодолевая только трение в приводе и подвесе). Считай нагрузка типа крыльчатки вентилятора. При этом часов через 5-7 он нагревается так что рукой не дотронешься, и даже запах перегретой изоляции появляется. При этом нагрузка на него вообще никакая – там по расчету всего несколько ватт (не то 15 не то 20 и то со всеми возможными запасами).. И по факту ошибки в этом нет. Можно было бы моторчик какой-нить ДПР ставить. Пробовал, но он тоже при длительной работе греется нещадно – не рассчитаны они на это. Потому асинхронник и поставил – они по идее как раз для длительной работы и собственный обдув имеется. Да и с запасом таким дуровым – тоже отчасти чтобы мотор работал в облегченном режиме, отчасти потому что такой был, а на 40-50 Вт таких и не найдешь. С конденсаторами колдовал – и по расчету делал (и по онлайн калькуляторами и сам по формулам из книжек).. И пробовал методом тыка увеличить/уменьшить номинал… Один черт – работает при всех использованных номиналах одинаково (фигли ему, в холостую крутится), греется одинаково (сильно).
Здравствуйте, Дмитрий! Конденсатор нужно подбирать под реальную нагрузку. Показатель того, что всё правильно – одинаковые токи по фазам.
Подробно методику изложил здесь:
https://dzen.ru/a/Yqc92VG6sy0P1lF5
Спасибо! Выходит, я столкнулся с обычной ситуацией. Получается надо уменьшать конденсатор пока еще мотор крутится, при этом контролировать нагрев. Если еще горячий, то уменьшать емкость, если уже теплый, то достаточно. Если при этом мотор перестает запускаться, то надо ставить второй – пусковой конденсатор.
Да, примерно так. При этом должна быть номинальная нагрузка на валу, и нужно контролировать токи по трем фазам (обмоткам), они должны быть близки по значению.
Буду рад, если напишете, что по итогу получилось.
Александр, доброй ночи.
Во-первых из статьи не понятно, о каких катушках применительно к двигателю идет речь. В самом начале, вот тут: “…Мощность на валу при подаче номинального напряжения будет одинакова хоть в Звезде, хоть в Треугольнике. А токи разные, ведь P=UI. Это происходит потому, что Напряжение питания в этих схемах отличается в √3 раз, ток – тоже. В “звезде” напряжение питания двигателя (линейное) больше номинала катушки, а в “треугольнике” ток питания двигателя больше тока катушки в 1,73 раза.
Другими словами, если “базовое” рабочее напряжение катушки равно 220 В, то напряжение в “Звезде” будет 1,73 · 220 = 380 В. Другими словами, Uл=1,73Uф, где Uф – это номинальное напряжение катушки, Uл – номинальное напряжение питания. Для треугольника ситуация повторяется, но только для тока…”
Смутно догадываюсь, что разговор наверное идет про обмотки двигателя, но вы, как человек грамотный, вряд ли стали бы простые и понятные обмотки обзывать катушками. В общем, я в некотором замешательстве.
Во-вторых у меня имеется пара вопросов.
1. После ремонта станка (сгорел транс 380/220, который итальянцы за каким-то лядом поставили в цепь включения главного пускателя. Почему при этом не умерла куда более нежная катушка пускателя – загадка) я не могу понять – переключается ли нормально движок из пусковой звезды в крейсерский треугольник (переключение реализовано на галетнике). Как это можно проверить? Токовыми клещами померить ток на проводах, идущих к мотору? И я правильно понимаю, что в звезде ток будет больше, а в треугольнике меньше (при 380 В и в том, и в том режиме)
2. Есть ли в природе автоматический переключатель звезда/треугольник, крайне желательно одним блоком? Крайне лениво городить схему с тремя контакторами, а этот чертов галетник хотелось бы из схемы выкинуть, ибо есть подозрения, что нерадивые столяра спалили транс как раз забыв переключить из звезды в треугольник.
Если таких штук в природе нет, хотелось бы чуть более подробную схему с контакторами для нубов, а то что-то я запутался, что там к чему подключается. В идеале вот прям полную схему с мотором, всеми доп. контактами на контакторах и реле времени.
Здравствуйте! Да, я неверно выразился, речь конечно же идёт об обмотках.
1 да, можно проверить клещами, ток указан на шильде.
2 есть спец.реле, смотрите ссылку в конце статьи. Но без отдельных контакторов не обойтись.