Когда электрик устраивается работать на любое промышленное предприятие, он должен понимать, что ему придётся иметь дело с большим количеством трехфазных электродвигателей. И любой уважающий себя электрик (я не говорю о тех, кто делает проводку в квартире) должен чётко знать схему подключения трёхфазного двигателя.
Сразу приношу извинения, что в данной статье я часто контактор называю пускателем, хотя подробно объяснял уже, что пускатель и контактор – это разные вещи. Что поделать, приелось это название.
В статье пойдёт речь о схемах подключения наиболее распространенного асинхронного электродвигателя через магнитный пускатель. Но не только. Расскажу также от способах и принципах защиты двигателя от перегрева и перегрузки.
Будут рассмотрены различные схемы подключения электродвигателей, их плюсы и минусы. От простого к сложному. Схемы, которые могут быть использованы в реальной жизни, обозначены: ПРАКТИЧЕСКАЯ СХЕМА. Итак, начинаем.
Содержание статьи:
Подключение трехфазного двигателя
Имеется ввиду асинхронный электродвигатель, соединение обмоток – звезда или треугольник, подключение к сети 380В.
Для работы двигателя рабочий нулевой проводник N (Neutral) не нужен, а вот защитный (PE, Protect Earth) в целях безопасности должен быть подключен обязательно.
По принципам построения сетей 380В я уже подробно писал в статьях про трехфазный счетчик и реле напряжения.
Другие статьи по теме – Разница между трехфазным и однофазным напряжением, Системы заземления.
В самом общем случае схема будет выглядеть таким образом, как показано в начале статьи. Действительно, почему бы двигатель не включить как обычную лампочку, только выключатель будет “трехклавишный”?
Но даже лампочку никто не включает просто так, сеть освещения и вообще любая нагрузка всегда включается только через защитные автоматы.
Подробнее про замену и установку автоматических выключателей – здесь. А про их параметры и выбор – здесь.
Схема подключения трехфазного двигателя в сеть через автоматический выключатель
Поэтому более подробно общий случай будет выглядеть так:
На схеме 3 показан защитный автомат, который защищает двигатель от перегрузки по току (“прямоугольный” изгиб питающих линий) и от короткого замыкания (“круглые” изгибы). Под защитным автоматом я подразумеваю обычный трехполюсный автомат с тепловой характеристикой нагрузки С или D.
Напомню, чтобы ориентировочно выбрать (оценить) необходимый тепловой ток уставки тепловой защиты, надо номинальную мощность трехфазного двигателя (указана на шильдике) умножить на 2.
Схема 3 имеет право на жизнь (по бедности или незнанию местных электриков).
Она прекрасно работает, так же, как по многу лет может работать скрутка меди с алюминием. И в один “прекрасный” день сгорит скрутка. Или сгорит двигатель.
Если уж использовать такую схему, надо тщательно подобрать ток автомата, чтобы он был на 10-20% больше рабочего тока двигателя. И характеристику теплового расцепителя выбирать D, чтобы при тяжелом пуске автомат не срабатывал.
Например, движок 1,5 кВт. Прикидываем максимальный рабочий ток – 3А (реальный рабочий может быть меньше, надо измерять). Значит, трехполюсный автомат надо ставить на 3 или 4А, в зависимости от пускового тока.
Плюс этой схемы подключения двигателя – цена и простота исполнения и обслуживания. Например, там, где один двигатель, и его включают вручную на всю смену. Минусы такой схемы с включением через автомат –
- Невозможность регулировать тепловой ток срабатывания автомата. Для того, чтобы надежно защитить двигатель, ток отключения защитного автомата должен быть на 10-20% больше номинального рабочего тока двигателя. Ток двигателя надо периодически измерять клещами и при необходимости подстраивать ток срабатывания тепловой защиты. А возможности подстройки у обычного автомата нет(.
- Невозможность дистанционного и автоматического включения/выключения двигателя.
Эти недостатки можно устранить, в схемах ниже будет показано как.
Подключение трехфазного двигателя через ручной пускатель
Ручной пускатель, или мотор-автомат – более совершенное устройство. На нём есть кнопки “Пуск” и “Стоп”, либо ручка “Вкл-Выкл”. Его плюс – он специально разработан для пуска и защиты двигателя. Пуск по-прежнему ручной, а вот ток срабатывания можно регулировать в некоторых пределах.Поскольку у двигателей обычно большой пусковой ток, то у автоматов защиты двигателей (мотор-автоматов), как правило, характеристика тепловой защиты типа D. Т.е. он выдерживает кратковременные (пусковые) перегрузки примерно в 10 раз больше от номинала.
Вот что у него на боковой стенке:
Ток уставки (тепловой) – от 17 до 23 А, устанавливается вручную. Ток отсечки (срабатывание при КЗ) – 297 А.
В принципе, ручной пускатель и мотор-автомат – это одно и то же устройство. Но пускателем, показанным на фото, можно коммутировать питание двигателя. А мотор-автомат постоянно подает питание (три фазы) на контактор, который, в свою очередь, коммутирует питание двигателя. Короче, разница – в схеме подключения.
Плюс схемы – можно регулировать уставку теплового тока. Минус тот же, что и в предыдущей схеме – нет дистанционного включения.
Схема подключения двигателя через магнитный пускатель
Этой схеме подключения трехфазного двигателя надо уделить самое пристальное внимание. Она наиболее распространена во всем промышленном оборудовании, выпускавшемся примерно до 2000-х годов. А в новых китайских простеньких станках используется и по сей день.
Электрик, который её не знает – как хирург, не умеющий отличить артерию от вены; как юрист, не знающий 1-ю статью Конституции РФ; так танцор, не отличающий вальс от тектоника.
Три фазы на двигатель идут в этой схеме не через автомат, а через пускатель. А включение/выключение пускателя осуществляется кнопками “Пуск” и “Стоп” , которые могут быть вынесены на пульт управления через 3 провода любой длины.
Пример такой схемы – в статье про восстановление схемы гидравлического пресса, см. последнюю в статье схему, пускатель КМ0. Про выбор, устройство и характеристики электромагнитных пускателей (контакторов) – прочитайте здесь.
Здесь питание цепи управления поступает с фазы L1 (провод 1) через нормально замкнутую (НЗ) кнопку “Стоп” (провод 2).
Если теперь нажать на кнопку “Пуск”, то цепь питания катушки электромагнитного пускателя КМ замкнется (провод 3), его контакты замкнутся, и три фазы поступят на двигатель. Но в таких схемах кроме трёх “силовых” контактов у пускателя есть ещё один дополнительный контакт. Его называют “блокировочным” или “контактом самоподхвата”.
Когда электромагнитный пускатель включается нажатием кнопки SB1 “Пуск”, замыкается и контакт самоподхвата. А если он замкнулся, то даже если кнопка “Пуск” будет отжата, цепь питания катушки пускателя всё равно останется замкнутой. И двигатель продолжит работать, пока не будет нажата кнопка “Стоп”.
Поскольку тема с магнитными пускателями очень обширная, она вынесена в отдельную статью Схемы подключения магнитного пускателя. Статья существенно расширена и дополнена. Там рассмотрено всё – подключение различных нагрузок, защита (тепловая и от кз), реверсивные схемы, управление от разных точек, и т.д. Нумерация схем сохранена. Рекомендую.
Подключение трехфазного двигателя через электронные устройства
Все способы пуска двигателя, описанные выше, называются Пуск прямой подачей напряжения. Часто, в мощных приводах, такой пуск является тяжелым испытанием для оборудования – горят ремни, ломаются подшипники и крепления, и т.д.
Поэтому, статья была бы неполной, если бы я не упомянул современные тенденции. Теперь всё чаще для подключения трехфазного двигателя вместо электромагнитных пускателей применяют электронные силовые устройства. Под этим я подразумеваю:
- Твердотельные реле (solid state relay) – в них силовыми элементами являются тиристоры (симисторы), которые управляются входным сигналом с кнопки либо с контроллера. Бывают как однофазные, так и трехфазные. Вот моя статья.
- Мягкие (плавные) пускатели (soft starter, устройства плавного пуска) – усовершенствованные твердотелки. Можно устанавливать ток защиты, время разгона/замедления, включать реверс, и др. И на эту тему есть статья. Практическое применение устройств плавного пуска – здесь.
- Частотные преобразователи – самое совершенное устройство, что придумало человечество для подключения электродвигателя. Описывать частотники – дело не одной статьи.
А если Вам вообще интересно то, о чем я пишу, подписывайтесь на получение новых статей и вступайте в группу в ВК!
Преимущества таких устройств очевидны (прежде всего – отсутствие контактов как таковых), недостаток пока один – цена. А вот как может выглядеть схема их включения:
Двухскоростные электродвигатели
Старый специфический способ подключения двухскоростных двигателей описан в статье Подключение двухскоростных асинхронных двигателей.
На этом заканчиваю, спасибо за внимание, всего охватить не удалось, пишите вопросы в комментариях!
Скачать
Если тема интересует более глубоко, рекомендую ознакомиться с литературой, приведенной на странице Скачать.
Вот одна из книг, приведенных там:
• Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника. / Ломоносов, В.Ю.; Поливанов, К.М.; Михайлов, О.П. Электротехника.
Одна из лучших книг, посвящённых основам электротехники.
Изложение начинается с самых основ: объясняется, что такое напряжение, сила тока и сопротивление, приводятся указания по расчёту простейших электрических цепей, рассказывается о взаимосвязи и взаимозависимости электрических и магнитных явлений. Объясняется, что такое переменный ток, как устроен генератор переменного тока. Описывается, что такое конденсатор и что собой представляет катушка индуктивности, какова их роль в цепях переменного тока. Объясняется, что такое трёхфазный ток, как устроены генераторы трёхфазного тока и как организуется его передача.
Отдельная глава посвящена полупроводниковым приборам: в ней речь идёт о полупроводниковых диодах, о транзисторах и о тиристорах; об использовании полупроводниковых приборов для выпрямления переменного тока и в качестве полупроводниковых ключей. Коротко описываются достижения микроэлектроники.
Последняя треть книги целиком посвящена электрическим машинам, агрегатам и оборудованию: в 10 главе речь идёт о машинах постоянного тока (генераторах и двигателях); 11 глава посвящена трансформаторам; о машинах переменного тока (однофазных и трёхфазных, синхронных и асинхронных) подробно рассказывается в 12 главе; выключатели, электромагниты и реле описываются в главе 13; в главе 14 речь идёт о составлении электрических схем. Последняя, 15 глава, посвящена измерениям в электротехнике.
Эта книга - отличный способ изучить основы электротехники, понять основополагающие принципы работы электрических машин и агрегатов., zip, 13.87 MB, скачан: 5218 раз./
• Пуск и защита двигателей переменного тока / Пуск и защита двигателей переменного тока. Системы пуска и торможения двигателей переменного тока. Устройства защиты и анализ неисправностей двигателей переменного тока. Руководство по выбору устройств защиты. Руководство от Schneider Electric, pdf, 1.17 MB, скачан: 4040 раз./
Не совсем понятно как устанавливать ток теплового реле.
По фазам в сумме или каждая фаза в отдельности?
Токи в трехфазных двигателях – это ток по каждой фазе. Его обычно меряют клещами. И по каждой фазе токи не должны отличаться более чем на 5%.
По автоматам (защитным и мотор-автоматам) то же – ток это ток по каждой фазе в отдельности. Так же, как и в трехфазных счетчиках.
Надо померить ток двигателя по фазам, и этот ток выставить регулятором на тепловом реле или мотор-автомате.
Добрый день. Спасибо за статью.
Будьте добры подскажите есть ли схема переключения питания при наличии 3х фазного подвода к электрощиту в загородном доме. При отключении загруженной фазы – автоматика переключала на другую фазу.
Спасибо.
Виктор, эта схема называется АВР – Автоматический ввод резерва.
При работе автоматики АВР в случае, если пропадает “рабочая” фаза, питание нагрузки переключается автоматически на другую фазу.
Это может быть не только вторая фаза, но и альтернативный источник питания, например, бензиновый генератор.
Через пару дней планирую опубликовать статью со схемами на эту тему, следите за обновлениями, а лучше подпишитесь, чтобы гарантированно получать новые статьи на почту.
Пишу такое эмпирическое правило в статье: “Ток теплушки (ток двигателя) равен мощности двигателя умножить на 2”
Уточнение.
Это правило работает при мощности двигателя от 1,5 кВт.
Если движок менее 1 кВт, мощность надо умножать на три.
Это примерно, для оценки!
Например, увидели двигатель 0,37 кВт – сразу должна мелькнуть мыслЬ – “ага, ток теплушки должен быть около 1А…”
Это в случае если рабочий ток двигателя равен номинальному.
Чаще рабочий ток меньше.
Здравствуйте! Сейчас двигатели на прямую в сеть подключают редко, а используют частотный преобразователь, т.к. увеличивается эксплуатационный срок двигатели и меньшие затраты на электроэнергию. Плюс может быть реализована схема управления, но это уже зависит от возможностей частотного преобразователя.
Конечно, частотники позволяют управлять электродвигателем гораздо более гибко.
Упоминаю об этом в конце статьи.
Другой вопрос, что не всегда это необходимо. По опыту знаю, что в новом оборудовании около 30% двигателей подключаются от частотного преобразователя, остальные через обычный контактор или мягкий пускатель.
По частотным преобразователям обдумываю статью. Слишком обширная тема, будет на примере как обычно.
Тут немного непонятно, на фото изображён автомат С10, и написано, что можно включать им двигатель 4кВт. А как же пусковые токи двигателя, которые могут превышеть в 5 раз?
Тут надо учитывать вот что. Рабочий ток может быть (как правило) меньше номинального. А пусковой ток может быть очень кратковременным и небольшим, если на валу двигателя небольшая нагрузка.
Поэтому, двигатель 4 кВт может потреблять рабочий ток не 8, а 5А.
И будет вполне достаточно в данном случае трехполюсного автомата 6А. А если пусковые токи возрастут, можно ток автомата оставить прежним, но применить автомат категории D, а не С.
Кстати, тут действует правило, которое я привёл в статье про выбор сечения провода: ток защитного автомата меньше максимального тока двигателя, но больше номинального тока двигателя.
Контактор отличается от пускателя так же, как двигатель от привода.
А вообще с терминами путаница, даже у прдавцов.
Какая может быть причина не запуска двигателя насоса, если принудительно пускатель запускает его?
Дмитрий, какая схема запуска насоса? Три фазы, с пускателем, как в статье?
Вы нажимаете пальцем на пускатель, двигатель насоса крутится. А если нажимаете на кнопку “Старт”, двигатель не запускается?
Тогда смотрите кнопку, провода к ней, кнопку “Стоп” (она должна быть замкнута), тепловое реле.
еще бы включить в схему реле давления от сухого хода
Это как?
скажи свое мыло я тебе скину и посмотришь
Мыло моё на странице Контакты, но лучше напиши здесь, всем может быть интересно!
Александр , спасибо за статью, а Электрик от 04.02.2015 поделился или удалился ?
Нет, он затих))
Но можно зайти к нему на сайт, там есть почта и телефон.
А по вопросу – думаю – это реле с НЗ контактами ставится в стоповую цепь, и всё.
Почему в схемах с вводным автоматом QF вы берете фазу перед ним, а не после него, на кнопку “стоп” SB2 или на контроллер? Как же соблюдение норм и правил безопасности?
Ценное замечание. Автомат QF не предназначен для защиты цепей управления. Ведь токи двигателя и цепи управления как правило отличаются в несколько раз.
На цепь управления всегда ставят отдельный защитный автомат, номиналом в несколько ампер (2-4-6 А).
Спасибо за замечание, в тексте после схемы 7 я написал предупреждение и благодарность. Перерисовывать уже не буду)
Ток на фазе L1, с которой вы берете фазу на цепь управления, будет один и тот же.
На цепь управления не ставят отдельный автомат, а ставят предохранитель. Если у вас пускатель, например, весит на стене, автомат будет вообще нецелесообразен. И почему 2-4-6А? Как без исходных данных можно это утверждать? Необходимо опираться только на формулы, а не на слова, не подтвержденные фактами.
Игорь, с Праздником Победы!
Ток в фазы L1, который является током цепи управления, в данном случае равен току катушки контактора КМ (если мы продолжаем говорить про схему 7)
Я опираюсь в своих словах на факты, на опыт и на справочные данные.
Ток катушки контактора (на 220 или 380 В) редко бывает больше 1А (учитывая пусковой). Сверху ток ограничивается сечением проводов, которое редко бывает меньше 0,75 мм2. Это – 10 Ампер.
Исходя из этого, значения 2-4-6 А – в самый раз.
Факты.
Перелопатил, отремонтировал и имею в обслуживании множество станков, с такими автоматами в цепях управления.
Предохранители – лишь в самых древних, либо там, где цепь управления питается через разделительный трансформатор. С трансформаторами, из-за самоиндукции, автоматы иногда при включении выбивают, поэтому применяют плавкие вставки.
Например, рабочий ток трансформатора 1А, автомат 4А будет выбивать при включении в 50%.
Можно и по формулам, но жизнь и опыт гораздо точнее формул. Кстати, приведите хоть одну.
Можно взять и 7 схему, особой разницы нет.
А когда включите автомат QF и двигатель, какой ток будет в цепи управления? Тоже будет равен току катушки?
Ваш сайт, поэтому вы должны писать формулы, а не я. Тем более их легко можно отыскать в глобальной сети или в тех же справочниках.
Насчет того, что опыт точнее формул… Давайте будем тогда завышать номинал автоматов и сечение кабеля, без расчетов. Ведь работает, проверено на опыте.
P.S. ученые до вас уже поставили все возможные и невозможные опыты и вывели формулы.
Да, в данном случае ток цепи управления будет равен току через катушку контактора.
Какие в данном случае нужны формулы, хоть подскажите? Закон Ома? Джоуля-Ленца? Не понимаю.
Провода выбираются на порядок больше тока цепи управления для надежности. А защитный автомат выбирают по таблице выбора площади сечения в зависимости от тока. Опять же, с запасом.
Получается, ток защитного автомата выбирают из ряда между максимальным (по таблице) током провода и максимальным током цепи.
Всё проверено годами безотказной работы.
Были бы нужны формулы – я бы написал, но даже не знаю какие. Статья чисто теоретическая.
Спасибо за интересную дискуссию!)
Игорь, что вы приципились к этим формулам.
По формулам всё давно посчитано. И результаты расчетов сведены в таблицы. И все пользуются этими таблицами.
Хорошее объяснение! Главное просто и доходчиво.
Про электронные устройства для пуска, подробности интересно было бы узнать.
Про электронное устройство – мягкий пускатель для запуска двигателей, недавно написал статью.
Умные электрики, подскажите как подключить кнопку дублер пуск стоп.С уважением Валерий
Всё просто – дополнительную кнопку “Пуск” подключаете параллельно основной кнопке “Пуск”, а “Стоп” – последовательно с основной кнопкой “Стоп”.
Так можно подключить неограниченное количество кнопок, и управлять пускателем из нескольких мест.
Александр, подскажите в каких случаях не нужно ставить автомат 2-4А в цепи управления
Лучше всегда его ставить. Но можно и не ставить, это по желанию.
Это как на борт корабля лучше всегда брать спасательные круги и шлюпки. Но можно и не брать…
В случае когда обмотка двигателя сгорит,нам необходимо проверить цепь управления,т.е.у теплового реле отбрасываем две крайние фазы и что можно дальше сделать чтобы удостовериться в целости цепи управления?
Сгоревшая обмотка цепи управления не касается. Цепь управления – это кнопки и катушка пускателя (контактора).
Если нужно проверить двигатель, ничего отбрасывать не нужно. Просто отключаем питание (например, вводным автоматом или мотор-автоматом), и измеряем обмотки омметром. Если сопротивление трех обмоток одинаково (+-5%) и не звонится на корпус (лучше прозвонить на корпус мегаомметром), то можно дать 95%, что двигатель электрически исправен.
А проверить цепь управления – это проверить цепь питания катушки пускателя.
Опишите подробнее, в чем проблема, дам рекомендации.
Алексанндр, доброе утро. Проблема моя вот в чем: на объекте подключено 6 насосов по 22кв. Схема подключения обычная: трехфазный автомат 63А, пускатель, с пускателя кнопка двухштифтовая. Все насосы работают нормально, но в двух случаях поплавилась изоляция кабеля на кнопку. Заменили кабель-работает нормально, но комиссия уже уперлась: докажите , что можно работать без автомата 2-4А в цепи управления.
Вообще-то комиссия права, (помните мой пример про спасательные круги – такой корабль конечно поплывет но комиссия его не выпустит)
На насосы кабеля идут с жилой не менее 4 мм2. А на кнопки – не более 1,5 мм2. В итоге, если фаза цепи управления коротнёт на ноль или корпус, проводка выгорит, а автомат 63А может не сработать. Или сработает, но будет уже поздно. Ток цепи управления – обычно не более 1А.
Поставьте автомат, и будет комиссия довольна, и вы в безопасности.
Спасибо, все понятно, только есть проблема с установкой автоматов: нет места и очень большое кол-во автоматов нужно установить.
Тогда надо максимально аккуратно уложить провода, чтобы исключить возможность замыкания.
Автомат можно установить даже на двери, около кнопок. Если комиссия настаивает, даже внешний щиток можно поставить.
Разобрались, почему произошел случай когда провода поплавились?
Сейчас в новых станках тепловые реле (типа наших РТЛ) вообще не ставят. Везде только мотор-автоматы (автоматы защиты двигателя).
Некоторые электрики чтобы знать что цепь управления цела отключив автомат питающий пускатель отсоединяют от теплового реле две фазы идущие к электродвигателю,затем включив автомат замыкают оставшуюся фазу идущую на цепь управления.Этим узнают что дистанционное включение работает или нет.У меня вопрос оставшуюся фазу управления с чем замыкают чтобы узнать в целости её.Может есть другой способ?
Я так понял, две фазы отключают, чтобы двигатель не крутился при проверке?
Я вот тоже не совсем понял, что с чем замыкают. Предполагаю, что подают фазу на катушку контактора, чтобы убедиться, что он срабатывает. Можно прозвонить стоповую кнопку (НЗ), она должна быть замкнута. Потом – закоротить провода, идущие на “Пуск”, должен включиться пускатель.
Что конкретно надо проверить? Какая неисправность сейчас?
Да,мне надо узнать срабатывания пускателя,при отключенных 2-х фазах,т.е. убедиться что в цепи управления всё в порядке.
Александр,спасибо.Сейчас все понял.
Почему самопроизвольно включается электромагнитный пускатель?
Самопроизвольно замыкаются контакты кнопки “Пуск”, или где-то коротит проводка. Схема, как в статье, с кнопками Пуск и Стоп?
Здравствуйте! Подскажите как правильно розключить силовую часть при использовании частотного преобразователя. Нужны ли контакторы до частотника чтобы исключить его при аварии и перейти на ручное управление электродвигателем?
Заранее спасибо.
Контактор до частотника ставить рекомендуется, чтобы оперативно отключать питание от частотника при аварийной ситуации, когда команды “Стоп” может быть недостаточно.
В простых случаях, когда управление с кнопок, без контроллера, контактор на входе обычно не ставят. Питание на частотник тогда поступает через защитный автомат и (если мощность более 5 кВт) через дроссель для сглаживания пульсаций тока.
Расскажите, какой случай у Вас, тогда можно дать рекомендации поточнее.
Но контактор питания не относится к ручному управлению. Если нужно ручное управление, то надо ставить ещё один контактор, но главное – чтобы напряжение с выхода этого контактора “ручного управления” не попало на выход частотника, иначе он сразу выйдет из строя.
Александр, подскажите как правильно выбрать газопоршневую электростанцию (установку) если: на станции будут работать 2+1 рез газотурбинные установки 8МВт (Р=120кВт), АВО 2+1рез (Р=100кВт), собственные нужды 120кВт?
Вопрос серьезный и ответственный, обращайтесь к продавцам и проектировщикам.
Александр,здравствуй.Ты про частотный преобразователь который применяется на производстве не писал ещё статью?Хотелось принцип работы его узнать.Если двигатель на 4 кВт то частотник должен тоже быть на 4 кВт или больше?
Да нет, пока не писал – слишком объемная статья будет, а просто на эту тему не знаю, как написать))
А на вопрос с удовольствием отвечу.
Первым делом надо узнать, какой ток будет номинальным (рабочим) для этого двигателя. Часто бывает, что двигателя включаются не на полную мощность, а например в “крейсерском” ходу используются на 50-70%, а 100% используется только в первые несколько секунд запуска.
Больше частотник использовать точно нет необходимости. А вот меньше – можно. Например, взять на 3 кВт. Современные частотники легко держат перегруз 150 или даже 200% от номинальной мощности. Главное – правильно выставить защиту по току, чтобы он длительно не превышал номинал. И рампу (время разгона) поставить по возможности побольше (10-60 сек), чтобы перегрузки вообще не было.
Лучший вариант – частотник на 4 кВт.
Если нужен более подробный ответ, напишите, где этот двигатель стоит.
Электродвигатель он же работающий как насос 4кВт качает конденсат из одного бака в другой.Частотный преобразователь он же ПЧ на 4 кВт,сгорел,т.е.его плата. Приехав работники по автоматизации сказали что надо менять ПЧ “Далвос” его марка.Так как двигатель работал в дистанционном режиме пришлось временно переделать,чтобы он работал в Ручном режиме.На ПЧ скорее всего была перегрузка по току,но ошибки никакой он не показывал т.к.не было подсветки экрана.
Если ПЧ (Danfoss) правильно настроен, то он не сгорит. В другой раз должен быть экран (хоть один на несколько однотипных ПЧ).
Так что покупайте на 4 кВт, всё будет нормально.
А сейчас двигатель работает через пускатель?
Сейчас двигатель работает от ПЧ на 4 кВт фирмы Сименс,экран есть.
Добрый день! Приобрели в компанию гидравлический пресс б/у простоявший около года не работая. Не меняя силовую часть схемы(автомат с80, пускатель 50А, реле перегрузки 50-38А, двигатель 22 квт подключение треугольник) подключили питание.
При нажатии кнопки пуск пускатель замыкает контакты и сразу размыкает, при переключении на звезду все работает.
Бывший владелец утверждает, что все работало по схеме треугольник. Пробовали менять пускатель не помогло. Подскажите в чем может быть проблема.
Так я не понял, двигатель подключается по схеме “Звезда-треугольник”?
Если при нажатии Пуск замыкает, потом размыкает (когда отпускаете кнопку), то не работает цепь самоподхвата (блокировки).
Скорее всего, где-то просто отвалился провод в цепях управления.
Двигатель подключен по схеме 7 которая указана в начале этой страницы, только добавлена кнопка аварийной остановки и включение питания управления. По одной и той же схеме управления по звезде запускается, а по треугольнику нет, если кнопку пуск зажать пускатель начинает замыкать размыкать контакты. Бывший владелец утверждает, что раньше запускался по схеме треугольник.
Кстати, по схеме гидравлического пресса у меня есть статья, может пригодится.
По звезде-треугольнику я всё же не понял… Как происходит переключение, вы просто инструментом переподключаете перемычки на клеммнике двигателя?
Пускатель силовой, через который питается двигатель, один?
А то, что пускатель не так включается – проверяйте кнопки управления и провода.
Жду ответа, обязательно ответьте на вопросы и напишите, как решили проблему. Удачи!
Переключаем просто инструментом, пускатель один, управление впорядке т.к. при отключеном двигателе пускател замыкается, при подключении звездой то же.
У двигателя 6 выводов, и с пускателя подается 3 фазы 380В. Хоть в треугольник, хоть в звезду.
Проверяйте внимательно подключение. Двигатель исправен, возможно перепутали концы обмоток (начало/конец).
Добрый вечер, есть схема подключения – автомат, два пускателя (реверс и прямой) и задвижка МЭО. При подаче команды на открытие иои закрытие сразу выбивает автомат, фазы между собой не звонятся, на корус тоже. Что может быть?
Выбивает автомат это хорошо, значит он хорошо работает)
Отключите от контакторов двигатель, и подайте команду на включение.
Если контакты будут вхолостую нормально щёлкать – что-то с подключением, либо с изоляцией.
Если будет продолжать выбивать – ищите КЗ в шкафу управления.
Добрый вечер! Есть кухня в кафе, суммарная мощность потребления примерно 25 кВт,примерно 10 групп(3×2.5). Все 220в, кроме конвектомата(380в), поэтому запитку собираюсь делать 5×6(на конвек 5×2.5). Вопрос–как реализовать функцию отключить все на 3фазке, есть ли какое реле для этих целей??
Немного не понял, попытаюсь прояснить. В помещение заходит кабель 5х6. Далее мощность распределяется через однополюсные автоматы на однофазные потребители, и через трехполюсный – на конвектомат.
Отключить трехфазную линию можно обычным контактором 2-й величины (ток не менее 25А АС3, его катушку включать/выключать любым выключателем или тумблером.
Щиток будет расположен в подсобном (смежном) помещении. Думал установить рядом с выключателем на кухню(возле входа изнутри) еще один выключатель, отключающий весь этот щиток(выключить все).
http://fif.by/catalog/product_488 Подойдет ли такой ST 40-40?, и нужно ли разрывать ноль с помощью него?
Я не понял зачем это надо? Можно поставить простой рубильник и всё.
Если все 25 квт отключать этим контактором, то будет впритык, особенно при работающей нагрузке.
А зачем рвать ноль, его никто никогда не рвёт в таких щитках.
Здравствуйте.
У меня есть пускатель электромагнитный 220в. Мне его надо поставить на место пускателя 380В. Так уж получилось, другого нет.
Что посоветуете.
Смотря, какая схема включения магнитного пускателя.
Я пишу об этом в конце статьи.
Надо разобраться, и на один из выводов катушки подать ноль. Как правило, это нижний по принципиальной схеме. Бывает, в этой цепи стоит контакт теплового реле, так что смотрите по обстоятельствам.
Добрый день, вопрос: на отоплении ТЭН 2кВт (а может 2,5кВТ? уже нельзя определить…не видно), автомат АП50 на 6,3 А и пускатель ПМЛ-11000 с тепловым реле РТЛ-1021
При включении, через 25-35 мин все отключается, т.к. срабатывает или Автомат, или РТЛ(НЕ СОВСЕМ ПОНЯЛ)).
С электрикой не “дружу”. Почему происходит такое? Как правильно собрать и какой автомат нужен?
Я так понял, всё однофазное? Хотя, Автомат, пускатель, и РТЛ трехфазные, поэтому, буду подразумевать, что ТЭН трехфазный. Если нет, поправите.
Надо во-первых, понять, что отрубает – автомат или РТЛ? По автомату это будет видно (он откинется), а РТЛ надо будет прозвонить, у него при срабатывании левый контакт замкнётся (первые две клеммы, они обычно не используются), а правый контакт разомкнется. Правый контакт – нормально замкнутый, и при срабатывании он разомкнется. Этот контакт обычно используется в тепловой защите для отключения пускателя.
Дополнение- для отопления с ТЭНом 2,0…2,5кВт может использовать магнитный пускатель помощнее ПМЛ 3220 02 А с РТЛ-2053?
Общая схема должна быть так: магн.пускатель с тепловым реле (нужен ли автомат АП50, если да, то какой величины тока?), температурное реле RT-820 и ТЭН (2,0…2,5кВт). Вроде все просто, но я по специальности механик)). Прошу помочь в решении проблемы.
С уважением
В наличии у меня есть 1\АП50 на 6,3А; 10А и 20А. 2\ ПМЛ-12200 2В (состоит из ПМЛ-11000 с РТЛ-1021) 3\ ПМЛ-3220 02 (состоит из ПМЛ 3100 04 с РТЛ-2053) 4\ температ.реле RT-820 5\ ТЭН на 2,0…2,5кВт. Как лучше собрать схему отопления?
Тут надо отталкиваться от мощности ТЭНа. Если у ТЭНа мощность 2,5 кВт, то его ток по каждой фазе будет 2500/220/3 = 3,8 Ампера (соединение звездой. Вот статья про трехфазный ТЭН.
Защитный автомат вполне подойдёт на 6А. Контактор можно первой величины, на ток 10 А, этого хватит с головой, поскольку нагрузка неиндуктивная.
Тепловое реле выставить так, чтобы ток его срабатывания был на 15-20% выше номинального тока пускателя (мы вычислили, это не более 4А).
Схема будет такая же, как и для двигателя. Разве что в цепи управления – только температурное реле, последовательно с ним – контакт РТЛ.
АП спасёт от КЗ, а РТЛ – от большого тока утечки на корпус. Кстати, для большей безопасности рекомендую использовать трехфазное УЗО.
По признакам вижу, что в данном случае неисправен ТЭН, надо его прозвонить, чтобы все три фазы были одинаковы, и не звонились на корпус. Где стоит эта конструкция, насколько стратегическая?
Можно ли определить мощность ТЭНа,например, по сопротивлению и по др. внешним данным, если “стерты” маркировки?
Заранее благодарен.
По сопротивлению.
Предполагаю, что ТЭН у Вас в подключении “звезда”, каждая фаза имеет ток до 4А (вычислил выше). Тогда, по закону Ома, R=U/I = 220/4 = 55…60 Ом.
Для более точного ответа пришлите фото (см. стр. Контакты) и расскажите, где это всё стоит.
Большое спасибо за ответ! Уточняю: ТЭН стоит в водяном бачке, 1шт,по-моему 1-фазный.
проверил омметром)) на корпус-все нормально.
Это у меня стратегически важно, т.к. в комнате площадью 12м2 надо поддерживать плюсовую температуру в любую погоду(+10…+15 хотя бы) , т.к. там у меня стоит электронная аппаратура…а сам там бываю 1-2 раза в неделю, впереди зима.
Рассуждаю так-
А)Если схема состоит из АП50 (на входе), затем пускатель(контактор) ПМЛ11000 с тепл.реле РТЛ1021 и потом реле темпер. RT-820(соед.последовательно с катушкой пускателя), то худший вариант такой=цепь отключается при срабатывании реле температуры и больше не включится, т.к. АП50 и РТЛ-1021 “НЕ ДОПУСТЯТ”повторного включения когда повторно на “вкл” сработает RT-820!? Верно?
Б/ Если просто включить реле температуры RT-820 (или можно, например, терморегулятор ТУДЭ -4м1, т.к. в наличии)через контактор(пускатель ) ПМЛ-11000 без тепл.реле РТЛ-1021??? Схема будет работать “вкл” …”выкл” при срабатывании реле темпер. RT-820 (тот же ТУДЭ-4М1)!
Правильно? Если так , то мне вариант Б/ очень подходит.
А) Нет. АП50 и РТЛ сработают в аварийном случае, например пробой изоляции. А температурный контроллер RT-820 включает и выключает контактор согласно установленной температуре. То есть, подача питания (если не брать аварийные ситуации) на контактор зависит только от работы регулятора температуры RT-820.
Б) Можно. РТЛ используется в основном для двигателей, где возможна перегрузка на 50-100%. В данном же случае возможен только пробой, т.е. КЗ, поэтому РТЛ не нужен.
А техника безопасности -терпимо, по минимуму буду соблюдать. Худший вариант “вода закипит”…ТЭН “сгорит”, но это маловероятно,т.к. воды около 60л с регистрами из трубы диам.80мм)) общей длиной 5м.
Прошу Вашего заключительного мнения, т.к. Вас я отвлекаю.
Большое спасибо,ответом удовлетворен! Прочитал (произвольно проходя по Вашим статьям) темы,которые затрагиваете. Есть для меня интересные “страницы”, периодически буду читать! Почти понятно для меня)). Удачи!
Добрый день, появился попутный вопрос: можно ли и будет ли работать в схеме автомат АП50 – ПУСКАТЕЛЬ (КОНТАКТОР)- Темпер.контроллер – Нагрузка (ТЭН) СЧЕТЧИК ИМПУЛЬСОВ А-440(~220В)? Если да, то какая схема подключения. Цель – контроль за количеством “вкл”-выкл” системы, конечно, это не столь важное значение имеет. Статистика).
Будет, просто параллельно ТЭНу, либо через любой свободный контакт контактора подключите счетчик.
Но, гораздо более информативный параметр – подключить счетчик электроэнергии!
Схему пока рисовать вообще некогда…
понятно, хорошо
Добрый день, схему не надо рисовать, вроде получилось- сам нарисовал)). Вопрос: 1\ нужно ли (может желательно) нулевой провод пропустить через автомат АП50 и пускатель?
2\ светодиод на 220V (сигнальная лампа, смотрится хорошо))нужно через вспомог.блок-контакт пускателя?
3\ АП-50 на 6,3А не слабо ли для “конструкции” с ТЭН-ом на 2,0…2,5А?
4\ Если АП-50 на 40А (есть в наличии), то при такой нагрузке, возможно, вообще не будет срабатывать?
За ранее благодарен
1. Нет, нулевой провод рвать не надо.
У Вас ведь трехфазная система? Нулевой провод идёт прямиком, через клемму, на ТЭН.
2. Не обязательно. Можно на любой выходной контакт контактора.
3. 2,0…2,5 кВт? Я 5-го декабря приводил расчеты, ток должен быть не более 4А. Кстати, каковы параметры ТЭНа? (кол-во фаз, звезда/треугольник, сопротивление, мощность). 5 декабря приводил ссылку, там схема подключения ТЭНа, смотрели?
4. Допустимо до 16 А, если больше – может не сработать при кз. Поставьте обычный автоматический выключатель (защитный автомат), зачем обязательно АП?
Добрый день, на все вопросы получил понятные (уже))ответы, кроме
1\ Нет. Система у меня -однофазная, перем.220V, в сельской местности…на одном конце деревни в сети 160-170V, на другом- 210-220V, особенно зимой!
Итак, я отвлекся. Нулевую линию пропускать через контактор и защитный автомат (меньше габариты и т.д.) вместо АП-50, прерывать НЕ буду! Хотя в старой схеме (АП50…-пускат.ПМЛ-1220 с РТЛ-1021…- ТЭН) почему то “0” провод электрик пропустил через автомат АП-50,6.3А?!
Итак, мощность ТЭН-а – 2.0кВт или 2.5кВт. Считаю, что т.к. всего один ТЭН, значит 1-фазный)), сопротивление ТЭН-а,сомневаюсь что я его смогу определить)), я его ВКЛ. иногда (когда сам присутствуют) на прямую в сеть/розетку.
И вопрос повторный -если однофазная система/т.е.220V/, нагрузка пусть max=2,5кВт, А/защит.автомат (чтобы сработал)должен в пределах min=5-6А…max=16А? Б/ “0”провод НЕ обязательно прерывать?
Извините, за элементарные вопросы? Старался всегда делать согласно технических инструкций!))
Вроде все вопросы исчерпаны! Схему набросал, используя схему с контактором в инструкции RT-820. После 14 декабря обещали морозы)). Большое спасибо Вам!
Нулевой провод можно размыкать автоматов только в случае, если будет одновременно размыкаться и ноль, и фаза. То есть, через один АП или двуполюсный автомат можно пропустить и ноль, и фазу.
Но заземляющий проводник нельзя рвать никогда, и ни при каких условиях!
Защитный автомат – на ток не более 16А.
Если одна фаза, а контактор – трехполюсный то можно все три контакта закоротить, этим облегчить режим, и можно будет использовать самый маломощный контактор.
Схема общая такая: – эл.счётчик СО-505(есть б/у) — защитный автомат или АП50, 6.3А(большие очень габариты) — пускатель без РТЛ — нагрузка (ТЭН). Дополнительно (для удовольствия)) – счётчик импульсов на выход пускателя + сигнал.лампочка/светодиод 220V тоже туда же. Правильно?
С уважением, Виталий
АП-50 2М, 40А, 500V перебрал из АП-50 3МТ 6,3А 500V переставив тепловые элементы и неподвижные контакты. Вроде получился гибрид АП50 2М 6,4А )), габаритами меньше.
Если Вы уверены в работе АП, то всё правильно!
И будет хорошо, если позовёте посмотреть на всё это опытного электрика. Иначе, по переписке можно что-нибудь упустить, или не так понять…
С наступающим!
Добрый день, так и сделаю. Большое спасибо!
Добрый день, собрал схему (как лабораторная работа по электротехнике)), все включается…непонятно:
1\ Счетчик импульсов А-440 подключил на выходе пускателя параллельно (один вывод на фазу, второй-на “ноль”, я ноль и фазу пропустил через автомат и пускатель). Отключаю кнопкой “стоп” и включаю кнопкой “вкл” пускатель – счетчик(циферблат) только дергается. Отключаю и вкл. автомат АП-50(2-х полюсный) – счетчик А-440 срабатывает, т.е. на “одну” увеличивается.
2\ электр.счетчик по-моему не работает)),на выходе на фазу и ноль поставил розетку с нагрузкой – не “крутится”. Попробую другой эл.счетчик б/у поставить, тогда будет ясно.
Автомат АП50 ПРОВЕРЮ так: на выходе фазу и ноль устрою “короткое замык” – он, т.е. автомат должен откл-ся.
Первая цепь- цепь управления: на фазу перед пускателем один конец катушки. 2-й конец катушки- кнопки “стоп” – кнопка “вкл” – термодатчик – конец на “ноль” (все последовательно).
Вторая силовая цепь – фаза и ноль на вход эл.счетчика – выход (эл.счетчика) фазу и ноль на вход АП50 – фаза и ноль на пускатель и на выход пускателя фазу и ноль на нагрузку (ТЭН).
Кнопку “стоп” взял микропереключатель ВК-6 (замкнутый) , пока работает))
Для электрика, конечно – простая работа.
Что то не так делаю. Включил в розетку другой эл.счетчик…(там же фаза и ноль)…на выход (фаза и ноль)эл.счетчика вкл. – лампу 500вт..счетчик опять не крутится! При этом схему подключения эл.счетчика в сеть соблюдал.
разобрался. Эл.счетчик работает только в вертик.положении))
Счетчик импульсов почему то работает только при “вкл-откл.” автомата АП50, а при “вкл-откл.” пускателя (вкл параллельно на выходе пускателя “фаза” и “ноль”)не срабатывает, только “дергается”.?!.
Проверьте подключение, измерьте напряжение на счетчике. Возможно, контакты пускателя надо чистить. Подключите параллельно с ТЭНом.
Понял, разберу и почищу.
Кнопки “стоп” и “ВКЛ” отключил. Получилась простая понятная схема.
Случайно замкнул провода на термодатчик – АП50 сработал!))
Было желание поставить сигнальных.лампу КМ24-90,24V,но потребляет с резистором (для сети 220V)- 18вт, хотя смотрится эффектно.
Получилось “произведение искусств”)),постараюсь фото выложить. Если бы не вы,пришлось бы обращаться к электрику!
Добрый день, все отлично!Разобрал ПМЛ…контакты почистил(резинкой, жестким ластиком),счетчик А-440 заработал и пускатель тише работает.
В каждом деле нужен профессионал!Большое спасибо! Финиш – монтаж на рабочее место.
До следующей встречи в эфире интернета!))
ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!
Здравствуйте Александр!Очень срочно.,прям”кровь из носа”нужна ваша помощь.,мне прям сегодня необходима подробная и очень бы хотелось пошаговое фото и описание пошагового(откуда-куда и от чего к чему)действия.Буду очень признателен если скините на почту:baltazar.artem@mail.ru
ОЧЕНЬ СРОЧНО!!!
“описание пошагового(откуда-куда и от чего к чему)действия”
я бы написал, но действий бывает много – установка, ремонт, переподключение, работа, монтаж….
В общем, надо объяснять подробнее вопрос, “сколько вешать в граммах”)) И что кидать на почту???
По-моему, статья очень подробная и пошаговая, куда подробнее?
Добрый день Александр!
В методичке по СУЭП нарисована такая же схема нереверсивного магнитного пускателя. т.е Трехфазный двигатель, на контактах A и C тепловые реле, От фазы B идет кнопки, катушка и последовательно два тепловых реле. Вопрос почему два? Везде на схемах в интернете стоит один контакт.
“…и последовательно два тепловых реле” – имеется ввиду, два контакта теплового реле в цепи катушки контактора?
А вообще на один двигатель стоит одно тепловое реле?
У меня есть варианты:
1. Это безопаснее – есть вероятность, что один контакт не сработает. Хотя, теплушки с двумя НЗ контактами мне не попадались…
2. Может, это Контакт мотор автомата, который стоит перед контактором?
3. Может, это другой контакт, например концевой или датчик, или аварийное реле?
4. А вообще надо спросить у авторов, что за схема) Главное, понимать суть!
добрый день, Александр, схема ..с ТЭНом работает, импульсы и кВт-ы считает.
Александр, здравствуйте.
Помогите пожалуйста. В цех нужно установить электронасос вакуумный водокольцевой ВВН1-1,5 с ас. двигателем 5,5 кВт от 380в. Питание катушки контактора (кми22510) предполагается с программируемого реле (пр110-24.12Д.8Р) от кутера (мясорубка такая), думаю тепловое реле к контактору по этому будет сложно поставить. По этому наверное лучше поставить в начале мотор-автомат (D с тепловой уставкой, как на схеме 8).?
Еще нужно установить реле сухого хода (купили LP/3 http://www.italtecnica.com/index.php?ip=4&cat=2&prd=8&l=3 ,но это вроде датчик,а не реле).
Подскажите как его включить в схему в моем случае?
Подскажите еще как подобрать реле от перекоса фаз и как оно включается в схему в моем случае (статью вашу читал по ним, но не понял)?
Кнопки стоп и пуск не предполагаются.
Если можно простую схему от руки.
Спасибо Александр!
Спасибо!
Почему же тепловое реле не поставить? Можно, и его контакты будут рвать питание кутера, ведь это авария.
Либо мотор-автомат поставить перез контактором, чтобы точно выставить ток.
Реле сухого хода – это датчик отсутствия воды, его надо ставить в цепь питания катушки контактора. Воды нет – контакты реле размыкаются – контактор выключается.
Реле перекоса фаз, если хотите защитить двигатель, в данном случае не обязательно (я так понял, бюджетный вариант). Достаточно мотор-автомат, он от перекоса и пропадания фазы предохранит. Если с помощью токовых клещей правильно установить ток уставки (на 10-20% выше рабочего)
Схемку рисовать не буду, она как схема 8, только нет доп.контакта, и схема управления – куттер.
Мы будем ставить этот вакуумник на сервисное обслуживание, скорее всего они потребуют вариант с реле от перекоса. Александр, по каким параметрам его подбирать? И как оно включается в схему, или это уже смотря какая модель?
По остальному все понятно. Очень признателен вам!
Реле контроля ставится обычно параллельно питающим цепям (сила 380В). Если в настройках поставить например предел перекоса 5%, то будет срабатывать частенько. Параметры – смотрите, что есть в наличии, особо разницы нет, читайте на эту тему статью. Там же – и схемы включения.
Если беспокоитесь за обрыв фазы, и перегрузки, то есть мотор-автомат.
И если реле напряжения не обязательно – то мотор-автомат – нужен 100%.
Александр, если ставить тепловое реле, то датчик сухого хода и доп. контакты (NC)этого тепловика будут же соединены последовательно. Их лучше ставить на ноль или фазу питания катушки пускателя?
Спасибо!
Да.
На фазу.
Добрый день, подскажите пожалуйста, как подключить реле давление с компрессора на камутатор? Не могу найти схему куда подключить эти два пооводка.
Реле давления размыкает свои контакты при достижении нужного (верхнего) давления.
Поэтому, это реле включается в цепь питания контактора двигателя.
Это я понимаю. Я не могу найти схему куда именно подключить?
Thanks
Объясните, пожалуйста, почему принято пускать на кнопки управления ноль (при катушках 220В)?
Ведь при косвенном замыкании на корпус при повреждении провода от Пуска двигатель заработает, а это небезопасно.
Если бы на Стоп/Пуск шла фаза и провод случайно коротнул на корпус, то сработал бы автомат.
Я обычно пускаю на кнопки управления фазу.
Это показано в статье в схемах 5 – 9.
А нижний по схеме вывод катушки контактора подсоединяю на ноль (возможно, через контакт теплового реле).
Смотря, где коротнёт. Если коротнёт контакт “Стопа”, то выбьет автомат.
Если нижний вывод “Пуска”, то контактор включится.
Никто не застрахован.
Нужно качественнее прокладывать провода, делать хорошую изоляцию.
А в особо важных и опасных схемах делать дополнительную блокировку от случайного пуска.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, где возможно подсмотреть схему запуска 3х фазного двигателя на 380 вольт, с магнитными пускателем и тепловым реле, только что бы ОБЯЗАТЕЛЬНО на кнопках пуск/стоп было 12/24 или максимум 36 вольт.
Заранее очень признателен.
Это схема 7. Только цепь управления (по схеме -кнопка Стоп, и так далее, до N) будет питаться не непосредственно, а через источник питания с нужным напряжением.
Здравствуйте!
Вы пишете, что в современных станках тепловые реле уже не применяются, а вовсю используется связка “мотор-автомат – контактор”. В схеме с тепловым реле, его управляющий контакт рвал цепь питания катушки контактора, и разрыв силовой цепи под нагрузкой происходил в контакторе, конструкция которого на такой разрыв рассчитана.
Мотор-автомат при превышении тока уставки не формирует сигнал на контактор, а рвёт силовую цепь самостоятельно. Не приведёт ли это к выходу его из строя при отключении мощной нагрузки?
Да, присмотрелся к этому вопросу внимательней.
Сейчас как раз обслуживаю новое оборудование.
Идёт мотор-автомат, потом контактор, потом тепловое реле.
Ток уставки Теплового реле ниже, чем ток мотор автомата. То есть теплушка сработает при перегрузке раньше. А автомат для дублирования по перегрузке и при КЗ.
Но встречается и схема без теплового реле, примерно 50/50.
По поводу многократного выключения под нагрузкой – думаю, контактор для этого приспособлен лучше, чем автомат. Надо будет при случае изучить инструкции.
Поскольку тема с магнитными пускателями очень обширная, она вынесена в отдельную статью Схемы подключения магнитного пускателя. Статья существенно расширена и дополнена.
Там рассмотрено всё – подключение различных нагрузок, защита (тепловая и от кз), реверсивные схемы, и т.д. Нумерация схем сохранена.
Рекомендую.
Здраствуйте Александр ! Дайте пожалуйста схему подключения двух эл.насосов , основное управление в автоматике через кнопку пуск/стоп и ключ управления режимами авто и ручное ! Спасибо большое заранее !
Юрий, какой алгоритм? Как работают насосы, (оба-поочереди-выбор?)
Как работает авторежим? Датчики? Таймер?
Схему рисовать не буду, но подсказать смогу.
Здраствуйте Александр ! главное чтобы можно было выбрать какой насос включить или отключить и в ручном и автоматическом режимах . Только в схеме должны быть пускатели , кнопки пуск-стоп и ключи управления , без лишней электроники . Спасибо
Юрий, схему нарисовать конечно можно.
Но обычно я это делаю небесплатно, подробнее здесь.
А как же те же РУСМ или БМ5030, где есть и контакторы, и автоматический выключатель и тепловое (электронное) реле с пределом регулирования тепловой уставки ?
Добрый день, Александр, вы мне помогли в 2015 году с подключением ТЭН в сеть..Все хорошо получилось. А теперь возник вопрос: надо включить электронагреватель (масл.радиатор) через терморегулятор RC-112E (выход на контакты 10А, мощность около 1100вт (надо было купить на более мощную выход.нагрузку, но теперь поздно).
А если мощность масл.радиатора больше 1100вт?! Это у меня в зимний курятник надо.У меня, например, есть контактор МК1-20, мк2-20, производство ЧЭАЗ или что то другое.
С уважением, Виталий
Чувашская Республика
Через контактор включайте.
катушка должна быть на 220в а мощность достаточной для тэнов.
Мне попалса двигатель Т42/6-4 950/1420. можна ли подключить даный двигатель на 1420 оборотов в сеть 220 в.
Не пойму по названию, это двухскоростной?
Если да, включаете обмотки на нужную скорость, и используя конденсатор для сдвига фаз, включаете в сеть 220В.
Если обычный двигатель, включаете обмотки, как нужно, и так же, через конденсатор.
Виктор, понял . МК1-20У3А …40А; МК2-20…63А. Напряжение катушки – 220В. Запас по мощности 3 раза почти.
Да двигатель двухскоросной вот что на нем написано ∆/∆ 5,5/5,1А 1,9/2,1кВат 950/1420 в нем 14выводов как соединить провода для запуска от 220 в на 1420 оборотов
4 11
1 8
5 12
2 9
6 13
3 10
7 14
Я ссылку давал выше, на статью про двухскоростной двигатель.
Возможно это двухобмоточный двигатель, каждая обмотка содержит 3 обмотки и 6 выводов.
Ещё два провода – возможно, термоконтакт.
Надо искать документацию на двигатель, либо вызванивать обмотки и экспериментально подключать.
Здравствуйте,Александр!У меня вопрос – “звонковая работа” контактора,по каким причинам это может происходить?
Это ненормальный режим, связанный с нестабильным, “слабым” питанием катушки контактора.
Напряжение на катушке должно при включении быть не ниже 80% номинала.
На мотор-автомате никогда не указывают характеристику (C или D).
Однако, судя по каталогам, например http://www.novec.ru/catalog/novosibirsk/catalog/schneider_electric/tesys_avtomat.pdf (стр.42,49),
все же речь идет о характеристике D. (12-14 токов уставки).
Так как пусковой ток у двигателя не более 7 крат от номинала, то как раз нужна характеристика D (10-20 крат).
Характеристика С имеет электромагнитное отключение 5-10 крат, и не подходит для тяжелого пуска, автомат будет выбивать.
Полностью согласен. При одном и том же токе уставки при включении двигателя обычный автомат С будет постоянно выбивать, а мотор автомат будет прекрасно работать.
Схема с подхватом используется в соверемнном оборудовании и сейчас, только реализуется программно, на контроллере.
Спасибо за интересную статью и за то, что делитесь своим опытом
На АВИТО купил эл.лебедку БЛ-56 СБ2, 27 В, 400ГЦ. Устанавливался на вертолеты и т.д., т.е. на авиационную технику. Три обмотки: – обмотка якоря (грузовая) до 60в, – обмотка торможения и обмотка возбуждения постоянка 27в. Вопрос первый: по 2-м обмоткам: как правильно запитать? от одного трансформатора или по одному на каждую обмотку.?Взял ОСМ 1КВТ и ОСМ 630ВТ, продавец сказал они нового исполнения ( первичная состоит из одной обмотки, вторичная – из 2-х одинаковых, на трансф. 630 вт они соединены параллельно. Компактные.
Вопрос второй: я запитал обм.возбужд. и торможения от одного трансф. При вкл. и выкл.происходит “залипание” пускателей ПМЕ 111. В схеме соответственно два ПМЕ 111 и два ПМЕ 211. Обмотка торможения вкл. при включении “пуск” (вверх или вниз”), т.е. отключает тормоз. И в это время иногда пме 111 обм.торможения как бы “залипают” контакты, кнопкой “пуск” кратковременным откл/вкл “залипание” ликвидирую…Почему так?
Не нашел темы, решил спросить здесь, но судя по датам тема уже заглохла и скорее мне не ответят, но всеже… Помогите разобраться с подключением коллекторного мотора. Есть такой мотор-редуктор, откуда-то с подстанции, типа для взвода пружины выключателя, но речь не о нем, а о двигателе. Он однофазный на ~220в, но имеет три вывода. Прозвонил выводы и получилась такая необычная схема, последовательно две катушки (думаю на них подается 220в), с центральной точки катушек идет на щетку, а на вторую щетку с третьего вывода. Куда подключается этот третий вывод, может к одному из выводов катушек (провел красным) и перекидыванием меняется направление вращения?
В интернете ничего не нашел, ни подобного привода, ни этого двигателя, ни подобной схемы.
сейчас тут ответят
https://vk.com/wall-109281259_35075
Уважаемый, ты когда прозванивал концы ,ты щетки снимал или нет, потому,что странная у тебя получается схема . В коллекторном двигатели обмотки якоря и статора включаются последовательно.
Интересное дело.. Я не электрик по образованию, но, как это раньше было, радиолюбитель. Правда именно радио я практически не занимался, но паять с детства любил и поэтому в электрических цепях немного шарил.. Так вот.. Лет двадцать с хвостиком назад, моему знакомому потребовалось соорудить автоматику на погружной насос. Это сейчас полно готовых устройств с датчиком давления и встроенными схемами пуска… А тогда у нас был только манометр с двумя подвижными контактами, на которые замыкалась стрелка.. И магнитный пускатель (просто мощное реле, а не полная схема)… Пораскинув мозгами, изобрел схему, аналогичную приведенной тут. Только, поскольку нагрузка была однофазная (вибрационный насос), три линии пускателя были нафиг не нужны, а вот контакта “подхвата” там не было, поэтому в качестве её я использовал одну из рабочих фаз. Сложность была в том, что, как выше сказано, включаться это все должно было от манометра, который замыкал либо один контакт либо другой, а в схеме из этой статьи пуск осуществляется замыканием, а остановка – РАЗмыканием. Для реализации второй функции поставил еще одну маленькую релюху. Поскольку срабатывала она от очень короткого импульса (это необходимо было сделать чтобы при отключении мотора – и реле не находилось под постоянным напряжением – оно тоже питалось ПОСЛЕ контактора), 220-вольтовое не подошло, зато прекрасно прижилось низковольтное. И по результатам испытаний, для исключения дребезга в контактах, пришлось добавить конденсатор параллельно одной из пары контатков.. Звучит запутанно, но схема получилась весьма компактной и супернадежной. Работала она бессменно многие годы (лет 15 точно), пока в дом не провели трубу центрального водоснабжения.. За это время она пережила 3 или 4 насоса.. И только сейчас я увидел что я воспроизвел промышленный “стандарт” на подобные установки..
Добрый день. Подскажите, пожалуста, как подключить трёхфазный двигатель мощностью 650 Вт через термостат Ballu BMT-2
В термостате есть реле, которое замыкает контакты при определенных условиях.
Через эти контакты включаете внешний контактор, а он, в свою очередь, будет подавать питание на двигатель.