Энергослужба

Как устроена энергослужба на крупном предприятии

Данная статья в сокращенном виде была опубликована в бумажном журнале “Электротехнический рынок”.

Я решил её разместить также и на своем блоге, дабы расширить охваты и получить отклик от читателей блога.

Что касается журнала – электронную версию статьи можно будет скачать ниже.

Просто я работаю… электриком!

В этой статье расскажу свое мнение по животрепещущему вопросу – как должна выглядеть идеальная энергослужба (служба главного энергетика, СГЭ) промышленного предприятия.

То, что я буду излагать – мои мысли, и они местами будут похожи на утопию. Однако, это тот идеал энергослужбы, к которому следует стремиться.

Наша служба – и опасна, и трудна,

И на первый взгляд – как будто не видна…

У нас на заводе, где я работаю инженером-электроником, по внутреннему устройству энергослужбы было проведено множество дискуссий, главная цель которых проста: бардака должно быть меньше, а отдачи больше. Казалось бы, простые слова, но признайтесь честно – разве у каждого из нас идеальный порядок в семье? А тут – круглосуточный выпуск продукции, многомиллионные обороты, а главное – люди, каждый со своими проблемами…

Я буду рассказывать про свой завод, где-то идеализируя и смотря в будущее.

Но у всех моих читателей понятие о производстве разное, поэтому я буду подразумевать среднее предприятие, на котором работают более 150 человек. Это фабрика или завод, на котором выпускается однотипная продукция, но производственный цикл по количеству операций довольно большой. Производственные линии разные, разного года выпуска и принципа действия, и выполняют различные функции и технологические операции. Одна и та же операция может выполняться параллельно на разных линиях, для разных заказов.

Электрошкаф

Электрошкаф с информационными наклейками

Размеры каждой единицы оборудования у нас таковы, что на некоторых крупных линиях работают до 10 человек в смену, не считая вспомогательного персонала – ремонтных служб, водителей погрузчиков, укладчиков-упаковщиков, и т.д.


СамЭлектрик.ру в социальных сетях:

Интересно? Хочешь знать больше? Вступай в группу ВК!
Вступай в Дзен

Подписывайтесь! Там тоже интересно!
Если смотреть на «размеры» линий с точки зрения электрики, то это можно сделать по количеству двигателей – их количество на линии может достигать 50, а установочная мощность – до 500 кВт.

За час работы такого оборудования электроэнергии тратится больше, чем в обычной квартире – за месяц!

 

Электрики – кто они?

Итак, в состав энергослужбы (СГЭ) входят:

  1. главный энергетик (руководитель),
  2. инженеры-электроники (это название по штатному расписанию, для обывательского уха конечно привычнее название «электронщик» или “киповец”, без ассоциации с известным детским фильмом)),
  3. электромонтеры по ремонту электрооборудования (говоря по-простому, электрики).
Помещение энергослужбы

Помещение энергослужбы. Рабочие места инженеров-электроников.

Каждый выполняет свою часть работы –

  1. энергетик должен быть в курсе всех дел СГЭ, держать всё и всех под контролем, а также – держать ответ перед вышестоящим начальством,
  2. электроники имеют дело, в частности, с контроллерами, преобразователями частоты и документацией,
  3. электрики (грубо говоря) подключают провода и вкручивают лампочки.

К вопросам энергослужбы также относится котельная, обеспечение предприятия водой и газом, отопление.

 

Функции энергослужбы

Казалось бы, что делать электрикам? Некоторые думают, что они бездельники. Не горит лампочка – заменил, не идёт ток – прозвонил.

Короткое замыкание? Удлинил.

Но это только кажется. Так же, как кажется, что в работе хирурга нет ничего сложного – разрезал, отрезал, пришил, зашил.

Процесс ремонта

Процесс ремонта технологического оборудования

Основная функция энергослужбы – чтобы оборудование работало. На этом можно было бы закончить статью. Но цель моей статьи – рассказать про весь комплекс мероприятий, который позволяет добиться бесперебойной работы.

Помните баян-пребаян про то, как Генри Форд платил своим ремонтникам? Они получали деньги только за то время, когда отдыхали – а знаменитый фордовский конвейер ехал. Так и у нас – простои и аварии должны быть сведены к нулю.

Всей водки не выпьешь, всех денег не заработаешь, … Но стремиться к этому надо!

Главное – должна быть выработана СИСТЕМА. Систему нужно взращивать, подпитывать и управлять ею. И в то же время обладать достаточной мудростью, чтобы понимать, что идеального порядка никогда не будет.

Только дурак нуждается в порядке. Гений управляет хаосом.

Система

Система электрогидравлических приводов. Как и любая сложная система, она состоит из элементарных частиц)

 

Кто в чем «виноват»

Кроме нас, за работу оборудования в ответе:

  1. машинисты (операторы), выпускающие продукцию,
  2. технологи, которые знают, КАК эту продукцию делать, и что для этого нужно,
  3. механики, которые с помощью кувалды и такой-то матери заставят крутиться что угодно.

Извечный спор между электриками и механиками – кто из них главнее? Так спорят лыжники и сноубордисты)

Разграничение полномочий – важная часть работы сервисных служб. Но часто бывают комплексные неисправности, когда нужно выяснить причину. Тогда в дело вступают все. И выясняется причина – неправильно настроен зазор на подаче (ошибка машиниста), изношено полотно конвейера (проблема технологов), поломан редуктор (в дело вступают механики), либо нужно менять защитный автомат (электрика).

Механики

Служба главного механика за работой. Замена вала. Такая работа длится не менее 8 часов.

Несмотря на весь опыт, не всегда удается найти и устранить проблему быстро. Бывали у нас простои и сутки, и больше. В это время все стоят на ушах – ведь акционерам в Москве не нужны подробности о двигателях и редукторах, им нужен план и прибыль. Такова селяви. И нужно относиться к этому спокойно – каждый на своём месте делает свою работу.

Вот мой эмоциональный рассказ, как однажды всё предприятие остановилось из-за поломки главной технологической линии. Да, можно было не совершать этих титанических усилий и не нести существенных расходов в поиске пути решения. Но, как говорится, хорошая мысля приходит опосля!

Ещё на заводе у нас есть такое правило. Если неисправность не устраняется более часа, то на место обязан прибыть руководитель службы (гл.энергетик или гл.механик, или оба, или их замы). И часто бывает, что под чутким руководством дело сдвигается с мертвой точки)

Электрошкаф

Электрошкаф – аварийные модули, линейный контактор, термостат

А как быть, если неисправность произошла ночью? Во-первых, ответственный по линии должен не допускать, чтобы это происходило. Во-вторых, на случай экстренного ремонта должны быть разработаны инструкции. Ну а если всё же проблема не уходит – могут и позвонить. А могут и вызвать в ночь. У меня такое бывало не раз. Конечно, не безоплатно, согласно ТК и по договоренности с руководством.

То же самое, если срочный ремонт происходит после работы (оплата 1,5 оклада) или по выходным (двойная оплата).

 

Хозяин или стрелочник?

Очень важно, что в нашей СГЭ каждая технологическая линия имеет своего «хозяина» – ответственного человека. Причем, эта ответственность на него возлагается официальным приказом по СГЭ за подписью директора. Ответственные есть не только по линиям, но и по автопарку (дизельные и электропогрузчики), по электрохозяйству (подстанции 10 кВ), по котельной и т.д.

Питание

Что откуда берется и куда девается

Ответственный должен:

  1. Знать работу и устройство своей линии. В идеале он должен определить не только «свою» проблему, но и ткнуть носом механиков и технологов, показав им неполадку  – и помочь в её устранении. А в случае необходимости – быть готовым встать на место машиниста, управляя оборудованием и выпуская продукцию,
  2. Содержать в порядке документацию на свою линию (о документации подробнее ниже),
  3. Знать все проблемы на линии. И что нужно, чтобы эти проблемы устранить – остановить линию на ремонт, провести техобслуживание, купить запчасти, дополнительно обучить машиниста, привлечь другие службы.

Кстати, на моей линии с гидростанции капает масло, надо завтра сказать механикам.

  1. Проявлять активность и заинтересованность. Ответственный напоминает главному энергетику об очередном плановом техобслуживании, теребит отдел снабжения по заявкам на инструмент и запчасти, контролирует безопасность при работе и ремонте, проверяет качество чистки и уборки линии от мусора.
  2. Общаться с персоналом, ведь машинисты лучше всех знают свою машину. Например, от машинистов можно узнать о посторонних звуках и запахах при работе, о «глюках» и других проблемах оборудования. Часто именно от машиниста можно узнать возможную причину проблемы.
  3. Предвосхищать возможные проблемы. Например, если впереди лето – проверить кондиционеры и системы охлаждения электрошкафов. Если двигатель постоянного тока проработал больше 10 лет – нужно думать о замене щёток. Ну и вообще, знать обо всех «тонких» местах своей машины, ведь «где тонко – там и рвётся». А наша цель – борьба с простоями!
  4. Анализировать необходимость модернизаций. Ведь производители не всегда учитывают особенности работы, да и хотят элементарно сэкономить.

Например, если электрошкаф с автоматикой перегревается – нужно устранить перегрев, либо улучшить вентиляцию, либо поставить на него кондиционер. Если подгорают контакты реле – поставить более мощное либо твердотельное реле. Если пульт управления установлен в неудобном месте – перенести его или продублировать нужные кнопки в новом пульте.

Но если произошла поломка – первый спрос с ответственного. Он активно участвует в ремонте, ведь он лучше всех знает свою машину изнутри! Потом, при разборе полётов выясняется – можно ли было предотвратить аварию, что нужно, чтобы этого не повторилось, и степень вины ответственного.

Ответственный в курсе всего, что происходит на линии. Он общается в том числе и с подрядчиками. Например, я общался с китайцем, который приезжал на наладку, из русского он знал только “ОК”:

Общение

Общение с подрядчиками – важная часть работы ответственного

Каждый день, минимум два раза за смену, ответственные обходят своё оборудование, о чём делается запись в журнал обхода оборудования.

Нормальные герои всегда идут в обход!

Если в результате обхода выявлены замечания и проблемы, делаются записи в диагностической карте, которая ведётся в электронном виде. Дальше принимается решение (самостоятельно либо на коллегиальном совете), что делать. Например, срочно останавливать линию, или звонить механикам, или подождать до планового ТО.

 

Документация. Учи матчасть!

Ведение технической документации – очень важная часть работы энергослужбы. Люди, далёкие от техники, не понимают всю ценность качественного ведения и изучения документации. А ведь когда порядок и понимание в теории – тогда всё отлично и на практике!

Фрагмент

Страница рабочей электрической схемы

В состав документации входят:

  1. электрические схемы
  2. инструкции по эксплуатации производственных линий
  3. инструкции по эксплуатации отдельных узлов
  4. собственная документация СГЭ

Но главное для нас – это электрические схемы.

Как для пирата – карта, так для электрика – схема!

Грамотный электрик сразу видит по схеме – откуда приходит питание, что и как подключено, как датчики и двигатели должны выполнять свои функции. И где это всё находится в реале.

Чтобы в схемах не было бардака, у нас принципиально существует только три экземпляра схем:

  1. Рабочий экземпляр. Он находится в главном электрошкафу линии (на этом шкафу наклеена соответствующая надпись). В рабочей схеме – самая актуальная информация, в ней можно и нужно рисовать, чёркать и делать поясняющие надписи. С обязательным указанием, кто и когда сделал запись.
  2. Архивный экземпляр. Он стоит в красивой папке на полке в энергослужбе. Эта схема в основном соответствует рабочей, за исключением последних изменений. По мере надобности архивная схема приводится в соответствие с рабочей.
  3. Электронная версия.

Три. Не больше и не меньше! Пока этого правила не было, бумажный рабочий экземпляр мог представлять собой картонку с начерченной от руки схемой, архивной не было, а схем в компьютере могло быть несколько. Причем электронные варианты схем могли быть разных форматов файлов, разбросаны по разным папкам, и названия были крайне информативные – «схема новая», «схема +», «схема2» или даже «схема шр.н.2011».

Конечно, всё это вносило сумятицу в работу СГЭ, и затрудняло ремонт и обслуживание. А главное – мы тратили время и нервы на поиск истины. Сейчас на изготовление и поддержание актуальности схем тратятся значительные ресурсы службы, но это стоит того.

Рабочая схема

Старая рабочая схема технологического оборудования. Уже есть новая электронная и бумажная версия!

Кроме схем, есть инструкции по эксплуатации и инструкции к отдельным устройствам – тут тоже должен быть порядок и соответствие реальности.

Теперь самое интересное, наша гордость – документация, которую создаём мы сами. Это документы, которые улучшают и облегчают нашу работу:

  1. Инструкции по настройке и калибровке частей оборудования.
  2. Подробные описания работы отдельных устройств с указанием режимов, с чертежами, таблицами, графиками, формулами – то, чего не рассказал производитель.
  3. Дополнительные схемы, поясняющие связь и сигналы между отдельными секциями и узлами. Например, аналоговые сигналы, аварийные цепи, цепи питания, освещения, сигнализации и индикации.
  4. Списки ошибок, которые может выдавать машина, с указанием причин и способов устранения неисправностей,
  5. Типичные неисправности с пошаговым алгоритмом устранения (файл «Проблемы и решения»).
  6. Каталоги запчастей с информацией о установке, функции, номером страницы в схеме, фото, возможными аналогами, ценами и поставщиками.

Благодаря этой дополнительной документации поиск и устранение неисправностей проходит гораздо быстрее. А как только появляется новая поломка – она анализируется и заносится в файл «Проблемы и решения». Этот файл есть по каждой линии, в нём пошагово описано устранение встретившихся в процессе эксплуатации неисправностей.

 

Обучение

Даже если нет поломок и других проблем, сотрудники не играют в шахматы и домино, как у Форда. Все электрики и инженера изучают и улучшают документацию по своим линиям, проводят осмотры, измеряют параметры в контрольных точках, и так далее.

Я без дела не сижу – с пользой время провожу!

рабочее место инженера

Моё рабочее место. Рабочий беспорядок.

Важно то, что проводится плановое взаимное обучение сотрудников. У нас составлен план обучения – у каждого отмечен в графике день, в который он проводит краткий обзор того, что случилось на его линии. Например, обзор может проходить по такому плану:

  1. Проведена модернизация, изменения внесены в рабочую схему,
  2. Распечатана новая архивная схема, с учетом последних изменений,
  3. Была поломка, в результате произошёл простой 2 часа, выявлены причины поломки, сделаны выводы, заказаны запчасти, написан урок с описанием проблемы и её решением,
  4. Выявлено слабое место – необходимо перенести в другое место датчик, иначе возможна механическая поломка редуктора. Для этого нужно изготовить новое крепление, перенос датчика будет проведён в ближайшую плановую остановку,
  5. Ответы на вопросы.

У настоящих профессионалов процесс получения знаний не заканчивается с получением диплома, а продолжается непрерывно.

Рабочие схемы

Рабочие электросхемы, лежат в шкафу на своём месте

 

Кнут и пряник

Всё, что я написал – конечно, похоже местами на утопию. И уверен, при чтении статьи у вас неоднократно должен был возникнуть вопрос – сколько же должны получать такие специалисты?!

Вопросы мотивации, несомненно, зависят от руководства, и вопрос не только в сумме зарплаты. Существует система премирования, которая основана на многих факторах. Кроме того, забота и обязанность руководства и владельца бизнеса (а любое производство – это чей-то бизнес) – обеспечивать персонал спецодеждой, средствами индивидуальной защиты, инструментом, местами для отдыха и приема пищи, и так далее.

Показательна история про то, как слесарь во время техобслуживания уронил ключ в бак клеевой машины. Можно было бы об этом ничего не говорить, но тогда бы про запуске линии был бы поломан клеевой насос, произошёл бы сброс клея и простой не менее смены. Слесарь, ожидая наказания, всё же решил сообщить о своей неудаче главному механику.

В результате, авария была предотвращена, простоя не произошло. А слесаря не только не наказали, но ещё и премировали!

Бизнес должен быть с человеческим лицом – работники должны ощущать, что они не «горбатятся на дядю», а участвуют в одном большом и важном деле.

 

Скачать

Выкладываю, если кому интересно, “бумажную” версию статьи.

Работа СГЭ - 2_86_2019 / Как работают электрики на крупном предприятии, pdf, 736.9 kB, скачан: 1400 раз./

 

Коллеги, буду рад, если зададите вопросы и поделитесь, как у вас на предприятии обстоят дела с организацией труда. И насколько моя утопия близка к идеалу?

 

Понравилось? Поставьте оценку, и почитайте другие статьи блога!
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
(14 оценок, среднее: 4,64 из 5)
Загрузка...