Эти два случая, о которых я расскажу в статье, произошли в реальной жизни, и связывает их одно – защита двигателя от перегрузки не была подключена. В первом случае беду удалось предотвратить до подачи питания, а во втором пришлось использовать огнетушитель.

 

Случай первый. “Рыбацкий” монтаж: будет ли работать тепловое реле?

По бумагам монтаж этой установки проводила фирма со всеми лицензиями и допусками. По факту, как потом выяснилось, подключал рыбак, который подрабатывал электриком, пока в рыбалке был не сезон. Знаете, как это бывает, когда в местной газете дается объявление “требуется электрик…”.

Я не могу разглашать подробности, но они и не нужны. Если коротко, данная электроустановка должна включать насос с определенной периодичностью на определенное время. При этом двигатель насоса защищается от КЗ автоматическим выключателем, а от перегрузки и пропадания фазы – тепловым реле. Спойлер и суть этой истории: не важно, какая уставка теплового реле, если в схеме теплового реле нету. Но давайте по порядку.

Как нужно было подключить тепловое реле

Фото шильда двигателя насоса:

Двигатель

Электродвигатель насоса высокого давления

Кстати, в последнее время даже из Европы в составе оборудования приходит много двигателей китайского производства. Но у них видимо экономят на проводе и электротехнической стали (некоторые её сравнивают с кровельным железом), из-за этого по факту двигатель выдаёт меньшую мощность, чем заявлено, из-за перегрева. Другое дело – проверенные временем электродвигатели АИР https://tehprivod.su/katalog/elektrodvigateli/air, которые себя хорошо зарекомендовали ещё со времен СССР. У нас с 1970-х в некоторых станках стоят. И крыльчатка охлаждения там из металла, а не из пластика, как в китайских.

Из шильдика видно, что двигатель на 400 В подключается в “Звезде”, а его номинальный ток – около 12 А.

Читайте у меня на блоге, Чем схема “Звезда” отключается от “Треугольника” при подключении электродвигателя.

Из этих данных понятно, что уставка теплового реле должна быть не более 12 А.

Про выбор теплового реле читайте здесь, а про схему его подключения – здесь.

К электрощиту, фото которого мы обсудим ниже, прилагалась такая схема (если это можно назвать схемой):


СамЭлектрик.ру в социальных сетях:

Интересно? Хочешь знать больше? Вступай в группу ВК!
Вступай в Дзен

Подписывайтесь! Там тоже интересно!
Схема подключения

Схема подключения двигателя насоса

Особо хочу уделить внимание на цепь управления. Следите за путем прохождения фазы: Фаза L – автомат АЗ – реле времени – реле сухого хода СХ – тепловое реле ТР – катушка контактора П – нейтраль N.

Как тепловое реле было подключено

Вот, что я увидел по факту:

монтаж

Монтаж электрической схемы насоса

Как вам такой монтаж? Но если бы дело было только в монтаже и в номинале вводного автомата!

Вопрос – будет ли работать схема, если тепловое реле включено таким образом:

Подключение теплового реле

Подключение (точнее, неподключение) теплового реле

Какие могут быть последствия?

Схема работать будет, но что произойдёт с электрическим двигателем при его перегрузке? Самая грубая ошибка в работе схемы – при перегрузке, даже если теплушка сработает, контактор не выключится, и двигатель сгорит.

Если кого это коробит, не “теплушка”, а тепловое реле.

То есть, перегрузочные процессы приведут к тому, что двигатель и биметалл внутри теплового реле начнут греться, и НЗ контакты (NC 95, 96) внутри теплушки разомкнутся. А поскольку в нормальных схемах через эти контакты идёт питания контактора, он должен выключиться. Только не в этом случае, т.к. они никуда не подключены!

Самое интересное, что схема действительно может работать годами, но до первой аварийной ситуации. И если бы вводной автомат был номиналом С16, это бы могло спасти положение. Но С40 отработает только при КЗ. Ток КЗ в этом месте относительно высокий (более 1000 А), поскольку подстанция недалеко, поэтому автомат в случае КЗ сработает чётко. Но если будет перегрузка или пропадание фазы – двигатель ничего не спасёт(

О том, что такое ток КЗ и какое значение имеет его значение, я писал тут. А про выбор автомата в зависимости от тока КЗ – тут. Также в тему будет статья про пусковой ток двигателя.

В схеме ещё несколько простительных ошибок – например, нет индикации наличия питания и работы, а также органов оперативного управления пуском-стопом двигателя. А вместо заземления дверцы шкафа желто-зеленым проводом была подключена клемма А1 катушки контактора. А посмотрите, как заведён алюминиевый вводной кабель, особенно нейтраль! Но это уже другая история…

Повторюсь. Монтажник, у которого все инструменты были в кулёчке из Магнита, признался, что он не электрик, а рыбак!
Просто сейчас не сезон)

 

Случай второй. Почему сгорел софтстертер?

Недавно был случай в цеху, пришлось применять огнетушитель. Выбегаем – дым из силового шкафа! Обесточили производственную линию, начали разбираться.

Расследование было запутанным, с несколькими заинтересованными сторонами.

Мощный двигатель. Как запустить без последствий?

Итак, предыстория такова. На подаче производственной линии стоит у нас насос вакуума. Если коротко – двигатель со специальной крыльчаткой, который создает разрежение для захвата заготовки и подачи её в линию.

Корень проблемы в том, что мощность двигателя 22 кВт, и пускать его напрямую может только неадекватный электрик. И дело не в адекватности, а в том, что при пуске возникают большие механические и электрические перегрузки, а это нежелательно.

Линия старая, сделана в Швеции в 1980 г, и исходно двигатель пускался через схему “Звезда-треугольник”, которая стала совсем дряхлой.

Про схему “Звезда-Треугольник” у меня несколько статей, ссылку давал выше. А вот все статьи про подключение электродвигателей.

Плавный пуск спасёт от пусковых перегрузок

Конечно, пришла светлая мысль – нужен электронный пускатель. Точнее – софтстартер. В итоге поставили устройство плавного пуска (УПП) фирмы АВВ, подобный тому, как я описывал в статье Применение софтстартера (УПП) для насоса.

Внешний вид и подключение можно посмотреть в статье по ссылке, а я приведу лишь шильдик установленного софтстартера:

Софтстартер АВВ

Софтстартер АВВ без защиты, шильдик

Защита двигателя

Неприятная особенность этого УПП – у него вообще нет защиты. Ни от перегрузки, ни от КЗ.

Поэтому было решено поставить тепловое реле. Поставили, померяли клещами ток двигателя, выставили соответствующий ток РТЛ.

Почему не автомат защиты двигателя? По бедности это было, не было подходящего автомата на 40…50 А.

В итоге – как я уже писал, дошло дело до огнетушителя.

Софтстартер выгорел

Пожар. Софтстартер выгорел из-за отсутствия защит

Выгорел софтстартер (проработал всего несколько смен) и РТЛ.

Это моя рука держит теплушку:

Сгоревшее тепловое реле

РТЛ сгорело, выгорел левый полюс

 

Тот же полюс УПП:

УПП

Сгорел софтстартер открытым пламенем

Видны внутренности:

Внутреннее устройство

Внутреннее устройство сгоревшего софтстартера. Это внутренний контактор байпаса, который ребята потом сдали на медь)

Схему быстро восстановили (поставили временно мощный контактор), а мы в энергослужбе начали разбираться – кто виноват и что делать.

Читайте в моей статье – Как устроена наша энергослужба.

Расследование инцидента

Софтстартер ставила ночная смена, когда линия стояла. Их сразу и назначили виноватыми. Но всё же, что произошло?

Первая, очевидная версия – плохая протяжка силовых контактов. Сразу подумали на это, но проверить эту версию не представлялось возможным, поскольку контакты поплавились.

Вторая версия начала вырисовываться во время того, как я подключал новое РТЛ на новый контактор.

Выяснилось, что “ночные” электрики не разобрались в проводах, и неправильно подключили исполнительные контакты к РТЛ. Разобраться было не просто – с 1980 года, проработав в нескольких странах и пройдя через руки десятков электриков-рационализаторов, схема была значительно переделана.

Вот как это реле выглядело в оригинальной схеме, которая давно уже сожрана шредером:

Схема включения теплового

Схема включения теплового реле OL101, силовая и слаботочная часть

В результате, когда через РТЛ пошел чрезмерный ток, и начал плавиться плохо затянутый контакт, оно исправно выполнило свою функцию – разомкнуло НЗ контакты. Но дальше сигнальные провода шли фактически на перемычку. Это была ошибка других электриков.

С тех пор у нас порядка больше, на каждой линии порядок (по крайней мере, гораздо лучше, чем раньше), есть ответственный, который следит, чтобы реальная схема соответствовала бумажной.

В итоге на этот злосчастный двигатель поставили частотник КЕВ, а ещё через год эту линию сдали в металлолом, и купили новую, но это уже совсем другая история.

А какие инциденты были у вас на предприятии? Будет интересно, если поделитесь в комментариях.

На всякий случай напоминаю, что это личный блог, я пишу о том интересном, что происходит у меня в жизни. А в жизни бывает всякое, не только рафинированный инстаграм.

 

Понравилось? Поставьте оценку, и почитайте другие статьи блога!
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5
(2 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...