Как определить направление вращения двигателя? Вопрос простой для тех, кто знает) Сейчас расскажу, как определяю направление вращения я. Зачастую направление вращения принципиально важно для правильной работы любого механизма (привода), поэтому при первом пуске всегда первым делом проверяют направление, или, как ещё говорят, фазировку двигателя.
Понятно, что двигатель может вращаться “туда” и “сюда”. Говоря правильно, вправо и влево. Говоря научным языком, вращение бывает правое, и левое. Также говорят про вращение “вперед” и “назад“, либо “прямое” и “обратное“, либо “правостороннее” и “левостороннее“. Суть одна.
Поскольку множество литературы встречается на английском, скажу и про “Forward – Reverse“, или FWD – REV. Особенно часто это встречается в инструкциях к преобразователям частоты, о которых я много писал на блоге. Ну и до кучи упомяну, как в иностранной технической литературе обозначается вращение “по часовой стрелке” и “против часовой стрелки” – CW и CCW (Clock Wise и Counter Clock Wise). Удобно, я применяю.
В статье буду говорить только про трехфазный асинхронный (индукционный, по иностранным источникам) двигатель.
Кстати, Королевская Академия наук (что может быть авторитетнее в научном мире?) в позапрошлом веке официально утверждала, что асинхронный двигатель – нецелесообразный бесперспективняк. А сейчас этот двигатель применяется в промышленном оборудовании в 99% случаев. К чему это я? Не верьте даже самым официальным источникам! Проверяйте всё сами!
Содержание статьи:
Что такое правое вращение двигателя
Большинство электродвигателей (более 90%), которые крутятся в станках, имеют “правое вращение”.
Но ведь у двигателя (точнее, у его ротора) есть два конца, на какой смотреть, чтобы определять направление? Правило такое: Вращение называется правым, когда, если двигателю посмотреть “в зад”, его ротор и вал будет вращаться по часовой стрелке.
Это правило я выучил назубок, когда Сергей Иваныч направлял меня в командировку на другой конец страны.
Пояснение к “прямому” направлению вращения из инструкции к преобразователю частоты Delta:
Если со стороны вала – против часовой. Это будет Правое, или Прямое вращение ротора двигателя.
Пример, почему важно обращать внимание на правильность направления вращения двигателя – в статье “Как мы сломали новый немецкий компрессор за много тысяч евро“.
Другой пример – как нелепо был сломан механизм перемещения ширины подачи на одном из станков. Всё работало как надо – двигатель включается “вправо”, доходит до правого концевого, останавливается. Включается “влево”, доходит долевого концевого, останавливается. Но однажды двигатель не остановился, а погнул и выломал металлические направляющие, принеся страдания нашим механикам))) Оказалось, электрику в ночную смену было поручено поменять вводной автомат, и он сделал это, не подумав о фазировке…
Коля, привет тебе большой, если читаешь эти строки!
“Левые” движки
И лишь несколько процентов двигателей по прихоти конструкторов имеют левое вращение – как на фото.
Поэтому на фото и наклеена стрелка – это нестандартный случай. В данном случае это гидростанция подъемника (поршень видно вверху фото), и если устроить ей “правое” вращение, она в лучшем случае не будет работать.
Вывод – если не знаешь, куда должен крутить двигатель – включай его на правое вращение, 90% что не ошибёшься! Но при первом включении обязательно нужно проверить вращение!
Как определить направление “на глаз”
Если двигатель крутится, его можно выключить, и на выбеге посмотреть на крыльчатку.
Если же остановка неприемлема, можно взять тонкую проволочку/бумажку/соломинку, и аккуратно вставить её в крыльчатку (так, чтобы её не поломать). По движению “тестера” станет всё ясно.
Как изменить вращение
Надеюсь, все знают, как изменить направление вращения двигателя? Если нет, то лучше поздно спросить , чем никогда знать!
Кто не знает: к трехфазному двигателю подключаются три провода, не считая заземления. Достаточно любые две фазы поменять местами, и двигатель будет крутиться в другую сторону!
Нетрудно сообразить, что есть всего три возможных варианта смены вращения. Все они абсолютна равнозначны, и приводят к одному и тому же – предыдущее направление меняется на противоположное. Это чем-то похоже на принцип работы схемы на проходных переключателях.
На всякий случай, приведу все три варианта:
- L1 – L2 (вариант на рисунке),
- L2 – L3,
- L1 – L3.
На всякий случай: землю не трогаем, нейтрали в трехфазных асинхронных двигателях вообще нету. Менять только две любые фазы.
В преобразователях частоты реверс достигается тем же способом, только там фазы формируются и сдвигаются электронным образом.
Когда направление вращения неважно?
Чаще всего это не принципиально, когда в оборудовании есть два равнозначных направления, и они используются одинаково часто. При этом работает режим реверса.
Примеры на ум не приходят. Если вы знаете – напишите в комментариях.
Но даже в этом случае лучше всё же определиться – где у нас “право”, а где – “лево”.
Что говорит ГОСТ?
Я говорил в начале статьи, что никому верить нельзя? Блогерам в том числе)
Давайте глянем, что на этот счет говорит ГОСТ.
Читаем ГОСТ 22836-77 про направление вращения. Правда, он про двигатели внутреннего сгорания. Первый вопрос – где находится наблюдатель:
Думаю, для электродвигателя больше подходит определение “промышленного”, и наблюдатель находится со стороны вала отбора мощности. Читаем дальше: “2.1. Направление вращения двигателя определяется как “правое” (по часовой стрелке) или “левое” (против часовой стрелки) при местонахождении наблюдателя в соответствии с требованиями разд.1 настоящего стандарта.”
Что-то не то. Смотрим другой, более подходящий документ – ГОСТ 26772-85 “Машины электрические вращающиеся. Обозначения выводов и направление вращения.”
А написано там фактически то же самое: “3.1 Правым направлением следует считать вращение по направлению вращения часовой стрелки. 3.2 Если машина имеет только один конец вала (или два конца разных диаметров), то направление вращения рассматривают со стороны единственного конца вала (или со стороны конца вала наибольшего диаметра).”
Получается, Сергей Иваныч неправильно меня учил?
Интересно, откуда пошла эта путаница? Как вы думаете? Кому интересно, вот как ответили на этот вопрос в ВК и в Дзене
Что такое блокировка
С направлением вращения тесно связано понятие блокировки. Очень важно, чтобы из-за человеческого фактора или поломки в схеме не включились оба направления сразу. Конечно, это не означает, что двигатель будет крутиться в обе стороны сразу) Просто могут включиться сразу оба контактора, а это уже серьезная авария – ведь произойдет межфазное замыкание! И даже если сработает защита, контакты контактора и автоматического выключателя (либо автомата защиты двигателя) подгорят, а это резко снизит их ресурс работы и надежность.
Впрочем, лучше посмотрите видео моего коллеги Максима с канала Фарадей, где он подробно рассказывает о механической блокировке при монтаже контакторов, как её установить, и для чего она нужна.
Кстати, блокировка может быть не только механической, но и электрической (при использовании НЗ контактов у контакторов и кнопок управления), и программной (установкой запрета одновременной активации выходов на разное направление вращения).
Голосование по теме статьи
А пока вы читаете статью, голосуете и пишете комментарии, я задам этот вопрос специалистам и продавцам частотников и двигателей. А если вас интересуют двигатели и их подключение, читайте мои статьи на эту тему. А если хотите почитать умные книжки по электродвигателям, их можно скачать отсюда.
И всё-таки я – за “правое”!
Сергей Иваныч был прав. Если посмотреть на электродрель, а при работе мы смотрим ей в зад, то она вращается по часовой стрелке. Иначе просверлить вряд-ли получится.
Всё правильно.
Только не ясно, при чём тут сверление?
Ну наверное потому что у сверла “правая” нарезка. Тогда тут уместно и саморез в пример привести и крутим его вправо, но а если посмотреть с обратной стороны… Ну а если серьёзно, взять и крутнуть рукой вал двигателя вправо (мы же всегда считаем, что крутим вправо – это по часовой стрелке) и посмотреть сзади куда будет крутиться крыльчатка? Против часовой стрелки (влево). А если на крыльчатку смотреть с той же точки (со стороны вала), то и крыльчатка будет крутиться вправо. Также и на оборот. Вот из-за чего мы не поймём друг друга, смотрим на вал с разных точек. А ведь написано: ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ (ПРАВОЕ), ЕСЛИ СМОТРЕТЬ СО СТОРОНЫ ПРИВОДА…
два равнозначных направления. В тельфере, что по балке ездит, подъемнике электромеханическом и, думаю, в кранах строительных, в лифтах всяких
Интересно, никогда не придавал этому значения. Но если уж так принято, вращение сравнивать с часами (по часовой стрелке, против часовой стрелки), то по логике и смотреть нужно как на часы, т.е. со стороны вала. ИХМО.
BoB4uk,
со стороны вала неудобно, там установлен механизм, а с тыльной стороны к крыльчатке, доступ есть и совет с соломинкой дельный.
Я как то столкнулся с неработающим гидравлическим прессом, оказалось накануне электрики меняли вводной автомат и перепутали фазы, гидронасос крутился, но давление не создавал, пресс соответственно не работал.
Алексей, я не про удобство-неудобство определения вращения, кому как удобней так и пользуются, я проверял изоляцией снятой с провода, соломинка ломается :) Александр писал “Интересно, откуда пошла эта путаница?”, вот я и изложил логику вращения. А так то понятно, например есть мотор-редуктор и по валу не определишь, там вращение может несколько раз изменится через шестерни в редукторе.
А куда совать соломинку в герметичный двигатель? Например на насосных станциях такие стоят.
BoB4uk,
со стороны вала неудобно, там установлен механизм, а с тыльной стороны к крыльчатке, доступ есть и совет с соломинкой дельный.
Я как то столкнулся с неработающим гидравлическим прессом, оказалось накануне электрики меняли вводной автомат и перепутали фазы, гидронасос крутился, но давление не создавал, пресс соответственно не работал.
Когда направление вращения неважно?
Для кривошипно-поршневых и мембранных насосов, компрессоров.
“Вращение называется правым, когда, если двигателю посмотреть “в зад”, его ротор и вал будет вращаться по часовой стрелке” странно как-то, это равносильно если снять крышку часов и смотря “в зад” говорить что стрелки не в ту сторону крутятся.
Вот что пишут в руководстве Ярославского завода;
Направление вращения.
В стандартном исполнении все двигатели с поверхностным охлаждением могут вращаться
в обе стороны. По умолчанию двигатели изготавливаются с направлением вращения ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ (ПРАВОЕ), ЕСЛИ СМОТРЕТЬ СО СТОРОНЫ ПРИВОДА при правильном подключении согласно схем и чередования фаз.
Это правило взято из ГОСТ, который я привел в статье.
Странно, но в жизни все направление определяют со стороны крыльчатки. Потому что так удобнее, видимо.
Кроме того, показателен Ваш пример с мотор-редуктором)
Александр/СамЭлектрик, я вообще всегда все привык проверять, мне кажется, что многие так делают, особенно в случае поиска неисправности. Допустим механизм новый и требует наладки, то наверно очень важно сразу определить правильно ли подключен двигатель ив правильном ли направлении вращается? Зачем искать в каких-то ГОСТах и прочих инструкциях неточности, есть же здравый смысл!
Я всегда за применение мозгов, раз уж они у нас есть. Не понимаю тех людей, кто не думает, это как то не естественно что ли…может я ошибаюсь конечно и наоборот слишком много думаю?..может это эволюция проверяет все варианты, выживет ли человек, который экономит энергию на том что меньше думает, а работает мышцами?..
1. По правилу из ГОСТ – смотреть в “лоб”, вращение будет вправо (по часовой стрелке).
2. По правилу “так удобнее” – смотреть в “зад”, вращение будет левое (против часовой стрелки).
3. По правилу Егора с электродрелью – если брать во внимание что навивка на сверле правая, то логично говорить что вращение правое, но по правилу из ГОСТ вращение будет левое (против часовой стрелки). А как тогда будет со сверлами с левой навивкой?
Вот по этому и путаница. Как-то получается что кто смотрит со стороны вала – вращение правое и кто смотрит в “зад” тоже правое, но в тоже время вращение в разные стороны. Ну зачем мне знать ГОСТ и придерживаться единому правилу, если так удобнее! Да удобнее, но нужно понимать что если при вращении по ГОСТ (правое) посмотреть в “зад”, то сзади вращение будет в другую сторону (левое).
Егор, Сергей Иваныч прав если “зад” воспринимать как “перед”.
Речь идёт про ротор асинхронного двигателя, у которого есть сторона крыльчатки (зад) и сторона привода (вал, на который крепится нагрузка).
У всех вещей (в том числе и у двигателей) есть перед и зад. И на всё мы смотрим спереди, ну может есть исключения типа какая разница с какой стороны смотреть на черный квадрат Малевича. И на часы тоже спереди смотрим, отсюда и выражение вращение по часовой стрелке (вправо). Вот если буду носить такие часы, то мне можно будет говорить что всё человечество заблуждалось в правильности определения вращения по часовой стрелке (вправо)?
Прикольные часы)))
Владимир, люди договорились, куда идёт стрелка.
Но не договорились, с какой стороны смотреть на двигатель)))
Есть часы с полностью прозрачным корпусом. Что, если посмотреть на них “сзади”, куда будет идти стрелка?
Сейчас жду ответы от производителей…
На двигатель тоже нужно смотреть также как и на все остальные вещи – спереди! Это закладывается с детства, какие тут еще договоренности нужны. Кстати, про прозрачные часы тоже хотел привести пример. Если смотреть сзади, стрелки будут крутится в лево, но некоторые считают что при такой аналогии двигатель должен крутится вправо. В описании двигателя говорится, что сзади он имеет крыльчатку для охлаждения, да и Вы тоже говорите “…сторона крыльчатки (зад)”.Что касается производителей, то я уже привел пример с Ярославским заводом, если нужно на руководство по эксплуатации могу дать ссылку.
Я понимаю что Вы отстаиваете мнение Михалыча, но есть же простые истины, что-то интуитивно понятное с первого же раза. Хотя о чем это я… сейчас каждый “диванный эксперт” вирусолог, психолог… земля плоская, защитные средства опасны для здоровья, не говоря уже о вакцинах… почему бы и двигателю не поменять местоположение.
Вот доказываю что-то, а сам думаю: а для чего вообще это нужно, знать как правильно “вправо-влево” у двигателя? Ведь двигателю все равно куда крутить, а направление выбирается исходя от особенностей механизма.
Не Михалыча, а Иваныча)))
Это нужно для единства терминологии. Чтобы я написал на сайте “сверхток” и все поняли, что речь идёт о любом токе выше номинального.
Написал “правое вращение асинхронного двигателя”, и все поняли, что если смотреть на крыльчатку, она будет крутиться по часовой.
Приводная (передняя) сторона очень часто бывает скрыта от глаз, т.к. там вращаются механизмы. А крыльчатка всегда открыта, т.к. ей нужен доступ воздуха.
Двигателю конечно всё равно. Но вот приводил пример с компрессором – нашему директору было не всё равно, когда ему доложили, что новый компрессор безнадёжно сломан.
Если говорить об Иваныче – правое вращение использовалось на шнеках подачи зерна и комбикорма. Если направление стало бы левым, то это простой на многие часы – всё в шнеке прессуется(((
Ну да Иваныч, извиняюсь попутал, у нас гл.энергетика звали Михалыч)).
Это не повод менять направление вращения только из-за неудобств. Если проверяем направление с обратной стороны, то и вращаться будет обратно, никак не по часовой!
Пример со шнеком = примеру со сверлом, тоже есть с разным направлением. Вот для примера на картинке, смотрим на крыльчатку двигателя. Куда она будет крутиться? По часовой?
Не знаю почему у вас компрессор был без защиты?! Помню как к нам привезли промышленный поршневой компрессор произведенный в Армении (я это про времена СССР), так с ним шёл 2х-метровый шкаф управления и контроля.
Еще по поводу шнеков. Я работал на хлебозаводе и там половина транспортеров были шнековыми (как на картинке), так вращение проверялось кратковременным пуском, иначе, пока будешь проверять “соломкой”, при неправильном вращении не только забьёт, но и может шнеки порвать(((. Также иногда приходилось специально переключать в обратную сторону, чтобы освободить затор, который мог случиться при сырой муке.
На картинке должно быть “обратное” вращение (против часовой).
Вот как удобно, когда терминология чёткая)
Со шнеками знакомая история, конечно, кратковременно проверяли, и все они у нас были прямого вращения, без исключения.
Я без соломки, по крыльчатке смотрел при секундном пуске.
И ещё когда забивался шнек, срабатывало тепловое реле пускателя. Почему компрессор был без защиты?!
Компрессор и шнек – две совершенно разные истории.
В компрессоре реле напряжения я потом поставил (ссылка, там подробно), а контроля направления не было, вот и сломали сдуру.
По шнеку – в теории всё гладко, а на практике – ременная или редукторная передача, уставку точно не вставить, и обычно её ставили так, “чтобы не выбивало”. Вот и срабатывало РТЛ, когда уже поздно было…
Да оборудование разное, но защита везде нужна, какой дорогой она бы не была, последствия дороже обходятся.
По ссылке правильное решение, тоже для примера хотел привести подобное реле (с контролем последовательности фаз) https://lepspb.ru/fayly/novatec/rnpp311mru.pdf
Считаю что такие реле нужно обязательно применять на ответственных агрегатах, для защиты от… таких как Коля))
Ну не знаю, у нас на практике тепловое срабатывало, двигатели не горели. Обычно шнеки забивало когда мука была повышенной влажности, в периоды весна-осень.
Вариант применения электродвигателя, где неприменимо понятие перед-зад и вправо-влево.
Да, тут сложно что-то сказать. Но на корпусе должна быть стрелка. Или направление “к себе”.
Да должны быть стрелка и если не ошибаюсь, она расположена сбоку (на крышках). Вообще стрелками указывают на вращение требуемое механизмом, а не на то что двигатель “левый” как в статье написано. “И лишь несколько процентов двигателей по прихоти конструкторов имеют левое вращение – как на фото”, вот по этому написанию можно сделать вывод что есть однонаправленные эл-двигатели. Никогда не слышал о таких, заинтересовало. Можете сказать модель этого двигателя, интересно узнать по какому принципу он вращается только в одну сторону?
Принципа никакого нет.
Асинхронному двигателю всё равно.
“правое” или “левое” – зависит от задач конкретного привода.
У нас на производстве больше 90% движков – “правые”. Как на первом фото с тремя движками.
Но и конечно реверсивные, там оба направления равнозначны.
Ну ожидаемый ответ, просто смутила “прихоть конструкторов”))
А “правые” у вас на производстве потому-что вы так решили (так удобнее), а по ГОСТ получается наоборот. Я вот на проф форумах усвоил, попробуй сказать “так удобнее” сразу порвут, “правила кровью написаны” и т.д.
Нашёл)) стрелки сверху кожухов.