Всем привет! Сегодня публикую третью статью Конкурса статей зимы 2019-2020 г.
Автор – Владимир Шувалов из г.Чебаркуль Челябинской области.
Владимир – очень активный комментатор блога СамЭлектрик.ру, за всё время он под ником BoB4uk написал более 500 комментариев, и каждый – емкий, профессиональный, по делу. Многие мои читатели поблагодарили его за дельные советы и практические рекомендации.
Уверен, что и эта статья вызовет много положительных эмоций и поможет читателям в выборе и настройке реле напряжения. Ведь похожие устройства китайская промышленность предлагает в большом количестве, и не всегда легко разобраться, что к чему.
На всякий случай, даю ссылку, по которой можно почитать все статьи касательно реле напряжения. Рекомендую пройти по ссылке, там много теории и практики. А в статье кое-где буду вставлять свои комментарии))
Итак, слово Автору.
Абсолютной защиты не существует.
Есть меры, позволяющие снизить
риск и вероятность развития
негативных последствий.
Начну с того, что у меня было первое реле напряжения TOMZN TOVPD1-63, с настраиваемой защитой от повышенного напряжения 230-300В, от пониженного 210-145В, по току 1-63А и задержкой включения 3-300 сек.
В начале я настроил, по пониженному напряжению <=150В (затем 145В), по перенапряжению =>260В, задержка включения 15 сек (после частых откл/вкл перенастроил на 3 минуты), от перегрузки 20А (затем 23А). Как только начинался ветер, начинало отключаться по пониженному напряжению, не помогла установка на нижний предел 145В, т.е. реле срабатывало моментально, когда вся техника могла спокойно перенести эти кратковременные провалы напряжения, сразу подумал о задержке отключения и пожалел что такой функции нет.
После каждого отключения приходилось настраивать пару электронных часов (без автономного питания), выключать свет (стоят на трех люстрах контроллеры с пультом) и пока ждешь три минуты (задержка включения для холодильников), могло опять отключиться. Казалось бы и так хватает отключений, а тут еще на время настройки, реле отключает нагрузку! Это спорное решение, не всякому потребителю понравится настраивать прибор в темноте, а в моем случае бесспорно не нужное.
Подтверждаю! Есть такая забота!
В общем при ветре доставало нормально, пока не устранили замыкания на линиях. Но даже не только при ветре, но и по вечерам сильно пониженное напряжение, бывали отключения.
Вообще реле нормальное и функции свои выполняет, но как общее ставить только если от обрыва нуля, т.е. от повышенного напряжения. А так только для защиты отдельного устройства, что я и сделал в дальнейшем.
Содержание статьи:
РНТ (реле напряжения и тока) TOMZN DDS238-VAP
Через 9 месяцев приобрел новое РНТ (реле напряжения и тока) TOMZN DDS238-VAP с необходимым мне функционалом, настроил и забыл про частые отключения и большую задержку включения. Его поставил общим, а первое поставил на линию кухни, ради холодильника для задержки включения.
В начале настроил от превышения напряжения =>270В и включением <=265В. От пониженного <=150В и включением =>155В, задержка отключения 3сек. Эта задержка и диапазон 5В помогает от колебаний в несколько вольт, от этих колебаний первое РН вкл/откл по несколько раз подряд. От перегрузки 20А, с задержкой выключения 3сек и включения 15сек. Здесь задержки также помогают избежать ненужных отключений, например при кратковременном понижении напряжение, ток повышается и может кратковременно выйти за предел.
По ходу использования перенастраивал. Сейчас так, от превышения =>253В и вкл <=250В. От понижения <=150В и вкл =>155, задержка откл 3сек. От перегрузки 28А, задержка откл 5сек и вкл 15сек. При включении реле задержка 2 сек. Защита резистивной нагрузки отключена.
Скорее всего мои настройки мало кого интересуют, но написал для того, что возможно кто-то подскажет как правильнее настроить, хоть те же задержки. Хотя я настраивал исходя из своих условий, но не уверен что все правильно, все же возможен выход из строя техники из-за больших задержек. Пока работает хорошо. 380В прилетом пока не грозит, на нашей линии одна фаза, если только на ТП что случится!
Кратко о функционале китайского РНТ TOMZN DDS238-VAP
Диапазон защиты: от повышенного напряжения 85-300В, от пониженного 85-300В, по току 1-80А.
Задержка: после включения реле 2-225с, включение нагрузки 1-512с, отключение по напряжению и току 0.1-60с
Экран ЖК с подсветкой, обозревается хорошо под любым углом, индикаторные св-диоды были все красные, на питании заменил на зеленый. На первом экран св-диодный слишком яркий, как и индикаторные св-диоды.
После сработки защиты от пониженного напряжения, через 3секунды включило нагрузку, старое отрабатывает 3-х минутную задержку. На фото не очень, а реально слепит в этот момент.
На главном экране можно включить три варианта отображения: вольты/амперы, ватты или потребленную энергию.
Как сбросить кВт·ч не нашел, возможно не сбрасывается.
В отличии от первого РН, при настройке не отключает нагрузку и настройки вступают в силу при выходе из меню настроек.
Для меня это важно, любитель поковыряться в настройках :)
Видите, у Владимира в щитке стоит приборчик УЗИС-С1-40? Он получил его на испытание, когда достал производителя своими вопросами и критикой в комментариях к статье про УЗИС. Там очень жарко, сейчас 218 комментов :) :) :)
Описание меню настроек и функций реле напряжения
Индикатор кВт/ч мигает в зависимости от подключенной нагрузки (чем больше нагрузка, тем чаще мигает, типа как светодиод в эл/счетчике).
Подробнее о каждой функции.
- dE1 – Защита от перенапряжения, пониженного напряжения и перегрузки по току, автоматическое отключение / включение. Применение: основной режим защиты.
- dE2 – Защита от перенапряжения, пониженного напряжения и перегрузки по току, автоматическое отключение / ручное включение (кнопки вверх/вниз нажать одновременно два раза по истечению времени задержки). Применение: если есть риск выхода из строя оборудования при автовключении в отсутствии наблюдателей.
dE3 – Отключить функции защиты от перенапряжения, пониженного напряжения и перегрузки по току, нагрузка всегда отключена. Применение: при ремонтных работах. - dE4 – Отключить функции защиты от перенапряжения, пониженного напряжения и перегрузки по току, нагрузка всегда включена. Применение: какое-то оборудование не должно быть случайно обесточено.
- dE5/6/7 – Отключить функции защиты от перенапряжения, пониженного напряжения и перегрузки по току, нагрузка включается / отключается циклически (Таймер). Применение: в теплицах, оранжереях, птичниках, инкубаторах… для вкл/выкл света, нагревателей.
- b9 – Режим подсветки, 1- горит всегда, 2- будет гореть 30 секунд после последнего нажатия кнопки.
- SS – Задержка включения нагрузки после включения питания, 2-255сек.
- Uo – Значение защиты по перенапряжению, 85-300В, можно отключить (off).
- UoH – Значение восстановления по перенапряжению, 85-300В, это значение должно быть меньше значения защиты по перенапряжения или оно будет установлено по умолчанию как значение защиты от перенапряжения -5 В при сохранении. Нагрузка включится когда напряжение станет ниже этого значения.
- UL – Значение защиты при пониженном напряжении, 85-300В, можно отключить (off).
- ULH – Значение восстановления при пониженном напряжении, 85-30В, это значение должно быть больше значения защиты от пониженного напряжения или оно будет установлено по умолчанию как значение защиты от пониженного напряжения +5 В при сохранении. Нагрузка включится когда напряжение станет выше этого значения.
- SU – Задержка отключения по пере/пониженному напряжению, 0.1-60сек. Это означает, если неисправность не устранилась за это время, то отключит нагрузку.
- Io – Значение защиты от перегрузки по току, 1-80А, можно отключить (off).
- IC – Значение защиты от резистивной нагрузки, 0.5-5А, можно отключить (off).
- SI – Задержка отключения от перегрузки по току, 0.1-60сек, это означает, если неисправность не устранилась за это время, то отключит нагрузку.
- SH – Задержка включения нагрузки после отключения защитой по току, 1-512сек. Это означает, что по истечению этого времени РН снова включит нагрузку, но если перегрузка не устранена, снова выключит (когда истечет время задержки).
- OP – Время отключение (после включения) цикл в режимах 5/6/7, 1-999, единица времени отличается в режимах 5/6/7 (5-сек/6-мин/7-час).
- CL – Время включение (после выключен) цикл в режимах 5/6/7, 1-999, единица времени отличается в режимах 5/6/7 (5-сек/6-мин/7-час).
- Er1 – Последние пять записей защиты , показывающих причину включения защиты. Посмотреть можно в функциональном меню, последний пункт, клавишами «вверх» – «вниз».
Вот список возможных причин защиты:
- 1- защита от перенапряжения
- 2- защита от пониженного напряжения
- 3- защита от перегрузки по току
- 4- защита от резистивной нагрузки
- 5- (не видел, если есть возможно сбой РН!)
Но на самом деле только две ячейки работают, последние 3-и копируют 2-ю, в общем не пять последних записей причины защиты (Er1-Er5), а только две (Er1-Er2/Er3/Er4/Er5). Поэтому на третий раз цикл начинается заново.
После 7-ми аварийных ситуаций выглядит это как-то так:
Там работают только две ячейки вместо пяти, в трех последних копируются показания из второй. Происходит какой-то новый цикл, а по логике должно постоянно смещаться, когда в первой появляется новое значение ошибки.
Хотя это на работоспособность не влияет, но вот такой косяк! Возможно что-то в ПО намудрили!
Примеры настроек РНТ
ЖК-дисплей в нормальном рабочем состоянии
1- VA среднеквадратичные (RMS) напряжение и ток (В, А)
2- E общая активная энергия (кВт·ч)
3- P среднеквадратичная активная мощность (Вт)
ЖК-дисплей при настройке режима работы и значений
Меню настроек содержит такие пункты:
- 1- dE функциональный режим 2
- 2- b9 режим подсветки 2, выключится через 30 сек.
- 3- SS задержка включения нагрузки 2 с после включения питания
- 4- Uo защита от перенапряжения 270В
- 5- UoH восстановление перенапряжения 265В
- 6- UL защита от низкого напряжения 170 В
- 7- ULH восстановление низкого напряжения 175 В
- 8- SU если сбой напряжения выше / ниже в течение последних 3 с, выходная нагрузка выключается
- 9- Io защита от перегрузки по току 40А
- 10-IC защита 3А от злокачественной нагрузки (предел чистой резистивной нагрузки)
- 11-SI если перегрузка по току длится 3 секунды, выходная нагрузка выключается
- 12-SH задержка 60 секунд для восстановления нагрузки после выключения защитой
- 13-Er1 означает последнюю 1 запись, цифра 1 означает причину защиты от перенапряжения
ЖК-дисплей в режиме работы 5/6/7
- 1- dE функциональный режим 6
- 2- b9 режим подсветки 2, отключение через 30 сек.
- 3- SS задержка 2 с при включении нагрузки после включения питания
- 4- oP выключить через 5 минут (после включения)
- 5- CL включить через 5 минут (после выключения)
Ниже расскажу, что это за режим.
Несколько фото внутренностей РН
Вообще не планировал куда-то выкладывать, поэтому не было цели делать фото подробностей. Разбирал для замены св-диодов на другие цвета и немного сфоткал.
Пайка нормальная. Платы отмыты не очень, кое-где просматриваются разводы. В общем сделано не плохо.
Общий вид моего домашнего электрощита теперь такой:
Вопросы и ответы по китайскому Реле напряжения
Пояснения, что в начале было не понятно. Для полноты отзыва.
Обязательно ли подключать нейтральный провод через устройство?
Нейтральный проводник в устройстве – это проходная шина и если нет необходимости, нейтральный провод не обязательно пропускать через устройство, достаточно подключить любым проводом нейтраль к одному из нейтральных контактов (сверху/снизу), для питания устройства.
Цикл в режимах 5,6,7 – что это?
Реле времени, нагрузка будет циклически включаться и выключаться через установленное время. Короче три таймера: секундный, минутный и часовой. Настраивается для выключения в “oP” и для включения в “CL” в пределах от 1 до 999 (если это в секундах до 16 минут, в минутах до 16 часов, в часах до 41 суток).
Зачем реле подключает нагрузку после защиты по перегрузке, если перегрузка не устранена?
Это необходимо чтобы замерить ток нагрузки, если в норме оставляет включенной, если перегрузка опять отключает.
Защита IС от плохой нагрузки (предел чистой резистивной нагрузки)
Не совсем понятно, но видимо эта функция ограничивает cos φ сверху, т.к. он увеличивается при включении обогревателей и т.п. …
“2.9 В режиме защиты от перегрузки по току вы также можете выбрать защиту от злокачественной нагрузки (предел чистой резистивной нагрузки), которая используется для электро безопасности квартир и студенческих общежитий.”
“12. Предел идентификации лимита нагрузки (чисто резистивная нагрузка), для квартир с ограничением по аренде жилья, эл.чайник, эл.рисоварка и другое мощное резистивное оборудование.”
То есть, это ограничение, чтобы не пользовались мощными электронагревательными приборами.
При этом Активная мощность, реактивная мощность и полная мощность для чисто резистивной нагрузки:
- Активная мощность P = I2R = 240 Вт
- Реактивная мощность Q = I2X = 0 вар
- Полная мощность S = I2Z = 240 ВА
Как сбросить накопленную энергию кВт/ч?
Не нашел. Возможно что и не сбрасывается!
Режимы РН
- 1 – автоматика включена
- 2 – автоматика включена, но отключено включение (включать в ручную)
- 3 – автоматика отключена, «рубильник» выключен
- 4 – автоматика отключена, «рубильник» включен
- 5/6/7 – автоматика отключена, таймер включен (циклическое переключение состояния вкл/выкл нагрузки)
Минусы (недоработки) китайского реле напряжения TOMZN DDS-238 VAP
- 1. Перепутаны стрелки >U превышенного и <U пониженного напряжения. Не критично, если бы не стояли два РН рядом, может и не заметил бы, т.к. уже и привык в первом, верхняя перенапряжение, ниже пониженное.
- 2. Не сбрасывается кВт/ч (или не нашел как!).
- 3. Не качественные кнопки, «Set» и «вверх» нажимаются без щелчка, что не понятно нажалась или нет, «вниз» с щелчком. (Кнопки нормальные, но были чуть прижаты верхней наклейкой, малость освободил, начали щелкать!).
- 4. Не критично, но все индикаторы красные, сходу не определить причину аварии. При возможности поменяю на красный, желтый, синий, зеленый. (Поменял только сетевой на зеленый).
- 5. Не всегда гаснет индикатор превышения тока >A после сработки защиты от резистивной нагрузки, сбрасывается при отключении РН или после отработки другой защиты.
- 6. Защита Ic от плохой нагрузки (предел чистой резистивной нагрузки). Функция вроде нужная, но работает не корректно (может не до конца разобрался). Выставил 1А, подключил ТЭН 1.5кВт и водонагреватель 1.5кВт, сработала защита. Отключил все, нагрузка не включилась! Выставил 5А, включилась! Подключил еще чайник 1.8кВт, защита сработала. Отключил все, нагрузка не включилось! Отключил эту защиту, нагрузка включилось! Индикатор остался гореть, сбросил отключением РН! В общем нагрузка включается только после отключения этой защиты, поэтому не пользуюсь, отключена (off).
- 7. Далеко запрятали просмотр кода ошибок, последних записей причин защиты (Er1-Er5), хотя в в описании якобы быстро кнопками вверх/вниз. Некоторые производители для этого ставят дополнительную кнопку.
- 8. Для просмотра кодов ошибок, задействованы только две ячейки.
За три месяца использования, больше пока ничего не замечено.
Плюсы
- 1. В частном секторе с воздушной ЛЭП и слабым тр-ром (где в среднем 160-180В), просто незаменимая вещь, особенно в моем случае. Постоянные скачки при ветре, при сварке и т.д. Обычное реле постоянно отключается, потому что нет задержки. Когда стояло TOMZN TOVPD1-63, пришлось установить нижний предел до минимума 145В и мечтать о таком функционале как задержка отключения. В TOMZN DDS238-VAP 80А все есть. Поставил 09.09.19г, пока ветров не было, посмотрю как новое справится! Три месяца все ОК, был и шквалистый ветер вплоть до аварии на основной линии.
- 2. Цена, даже дешевле первого (возможно из-за курса $). Мне обошлись, TOMZN TOVPD1-63 1001,38 руб $14.85, TOMZN DDS238-VAP 80А 967,13 руб $14.35 Отечественные аналоги в 2,5-3,5 раза дороже!
Отзывы и пожелания разработчикам
- – TOMZN TOVPD1-63 это один из многих клонов, Российского Альбатрос РНТ-63А от «Бастион», не имеющий задержек отключения.
- – TOMZN DDS238-VAP 80А с чего клонировано или аналогов пока не встречал (похож на НоваТек РН-260t ), имеет обширный функционал (диапазон напряжений, время задержки…) . На Али продается многими магазинами под собственным брендом, т.е. модель та-же, а вместо TOMZN свое название.
- – Задержки времени выключения позволяет не отключать оборудование при безопасных по величине и длительности отклонениях напряжения и тока.
- – Задержка включения нагрузки позволяет безопасно отключить лишнюю нагрузку. Настраиваемый отсчет времени до включения нагрузки начинается с момента отключения реле. По истечению установленного времени реле включит нагрузку и если ток не стабилизировался до установленного значения, реле снова отключит нагрузку и начнет отсчет времени заново, а если ток в норме оставит включенной. Время задержки можно установить от 1 до 512с, в зависимости от типа подключенного оборудования. Для чувствительного к частым отключениям напряжения оборудования (например, для холодильников и кондиционеров) время задержки включения рекомендуется устанавливать на 120-180 сек.
- – Так как реле многофункциональное, многие функции можно использовать как самостоятельное устройство, отключив другие функции. Например, можно по отдельности использовать как реле напряжения, реле тока, таймер…
- – Не ограничено количество включений с превышением тока. Если вовремя не отключить лишнюю нагрузку, реле так и будет циклически подключать нагрузку на установленное время отключения и если не защитить РН автоматом (пункты 6.5 и 6.6 руководства), реле может выйти из строя. Но при определенных настройках, автомат может не сработать, для такого случая и если РН осталось без наблюдения, можно было добавить настройку количества подключений, по истечению которого реле больше бы не включалось. Некоторые производители используют такую функцию!
- – Так как в подавляющем большинстве реле не имеется дугогасителей, то им нельзя коммутировать высоко индуктивную нагрузку большой мощности и размыкать токи короткого замыкания. К примеру, не нужно ставить РН перед мощными стабилизаторами 5кВт и более, чтобы не обгорали контакты реле при отключении мощного трансформатора стабилизатора. Если на вводе стоит мощный стабилизатор, РН следует устанавливать после него.
- – Вот с функцией IC, предел чистой резистивной нагрузки, как-то не совсем разобрался, да и работает не корректно. Думаю для ограничения мощности приборов с ТЭНами (раньше в общежитиях и бараках зачастую пользовались мощными обогревателями «козлами»). Но мне не понятно как РН отличает резистивную нагрузку от общей, ну это когда включены обе функции, защита от перегрузки Io и защита от резистивной нагрузки IC. Может IC должна работать при отключенной Io!? Но тогда так-же можно настроить функцию Io от 0.5 до 5А и получится тоже самое! Значит могут работать в паре.
- – Не уверен что все РН, в том числе аналоги других производителей, с такими-же недоработками, возможно мне попался такой экземпляр. Написал о том, с чем конкретно столкнулся.
- – На первое реле нашел схему, может кому пригодится. На новое пока нет.
Знаю где есть обзоры со схемами и их доработками на реле напряжения РН-260t, BRUZ D2-63, УЗМ-51М, УЗМ-50Ц, УЗМ-51М (2018г), УЗМ-51М (2019г), Меандр УЗМ-50МД (2019г), Меандр УЗМ-50Ц (2019 NEW), Меандр УЗМ-50ЦМ (узкий), если кому нужно, спрашивайте.
Видео
Небольшой видео обзор от продавца:
Обзор от канала Ali_ksandr:
Обзор этого же РН от Дмитрия Левина:
https://www.youtube.com/watch?v=CKmNRJDsTbE
Руководство по эксплуатации (инструкция)
Сейчас будет эксклюзивно.
Мною отредактировано руководство по эксплуатации, в англо-китайско-русском переводе было не совсем понятно и корректно переведено. Так-как после исправления руководства стал туда дописывать свои заметки, они и толкнули написать это, что Вы сейчас читаете :)
Руководство будет полезно, если кто купит такое реле, а то мне пришлось повозиться!
Тут полный список параметров, функций, схема включения.
• Manual_РНТ-dds238-vap-80а_rus_v1 / Мануал на китайские реле напряжения TOMZN DDS238-VAP на русском- описание, функции, меню, схема, pdf, 448.14 kB, скачан: 3034 раз./
Сейчас зашел где покупал, появилось еще новое на 63А. Про этот не знаю, но по отзывам урезанное, у него нет функции таймера, но дешевле. Ссылка на Али где покупал https://ru.aliexpress.com/item/33047382259.html?spm=a2g0o.detail.1000023.1.6e057bfdEUhDjf&storeId=300086
Может кто что-то исправит, дополнит, объяснит, буду благодарен!
Статья хорошая, надеюсь многим поможет. Я пользуюсь отечественными реле “Зубр”. В принципе то же самое, за исключением мелких брызг. Работает 4 года. Полет нормальный. Я доволен
Спасибо Сергей! Я тоже надеюсь, с целью помочь и была написана статья. А если не секрет, сколько стоит Ваш “Зубр”?
Давно это было. Строительство дома с нуля. Затрат много все не упомнишь. Кажется около 2000 руб 40 амперник. У них в прайсе есть приборы сразу на 3 фазы. Но я предпочел отдельные приборы на каждую фазу.
Да сейчас глянул, так то реле хорошее. На 40А старое 2200р, новое (с белым экраном) 2660р, без защиты по току. Реле тока на 40А 2300р. Многофункциональное 3170р. Память 100 последних аварийных ситуаций, еще бы дату помнила :)
Я когда участок купил в частном секторе голый, без дома, обратил внимание, что опоры ЛЭП еще 60-х годов и фидера старые. Прошел по району, везде СИП, а наш участок старый. Связался с эл.сетью, гл.инженер обнадежил, что мы в плане. Я не крутой спец по электрике, так для себя по необходимости. Но яндекс в помощь, спасибо ему. Пришел к выводу, что надо. Два года жил, мои релюхи при ветре и дожде клацали как телефонная станция шаговая. Теперь второй год опоры поменяли,СИП кинули. Началась спокойная жизнь для релюх. Ура.
Хорошая статья, отличный обзор реле!
Вопрос по щитку:
1) УЗО есть?
2) в щитке предусмотрено отключение “0”, или может на входе в дом есть повторное заземление “0”? При обрыве “0” на линии в “0” проводнике в доме появится фаза, как в таком случае отключить “0”?
Спасибо Алексей!
1) УЗО нет. Планируется полная реконструкция домашней сети.
2) В щитке переключатель сеть/генератор (справа), в среднем положении отключает L и N. Двухполюсный водной автомат (слева от счетчика) отключает L и N. Повторного заземления на входе нет, оно на следующем столбе (он последний на линии). С ТП идет TN-C, в доме ТТ (у меня свое заземление). По ВЛ идет одна фаза, откуда ей взяться в нуле, с ТП? При наличии двух фаз, сработает РН и УЗИс.
Если Ваш дом последний в линии и после повторного заземления больше нет никаких подключений,тогда всё Ок, можно не беспокоиться.
Если бы было подключение нагрузки в линии до Вашего дома, то возможен такой вариант аварии, когда обрыв “0” произошёл после заземления и перед соседским и Вашим домом, получается что фаза идёт через нагрузку в соседнем доме, и попадает на “0” идущий к Вам в дом, Ваше реле напряжения отключает только фазу, УЗИс вообще не отключится (это и не имеет значения,УЗИс разрывает только фазу), а УЗО у Вас нет, да оно и не отключится. Вот поэтому моё внимание пало на реле напряжения из статьи, что оно разрывает только фазный провод. Теоретически может выйти нехорошая ситуация: когда Вы решите, что раз света в доме нет, то можно не опасаться прикосновений к токоведущим частям, а там окажется опасный потенциал, причём на обоих проводниках (через нагрузку но уже в Вашем доме, так как реле напряжения отключено)
Еще добавлю, что связка такое реле + УЗО тоже нехороший вариант, разве что если использовать УЗО электромеханическое, а не электронное, или может быть реле другого типа, с отключением обеих полюсов + электронное УЗО. Еще приемлемый вариант: у соседей тоже должно стоять аналогичное реле напряжения, тогда фаза через нагрузку никак не попадёт на “0” и на фазе в обеих домах тоже ничего не будет- реле напряжения отключено
То что у Вашего реле есть настраиваемая задержка отключения – очень здорово, можно не боятся ложных отключений при просадках сети на секунды! Надо себе такое на питание холодильника купить :) Недавно у меня в квартире было 150 В в сети, мы заметили, когда некоторые светодиодные лампочки начали мигать, холодильник в этот момент отдыхал, наморозил и отключил мотор, я его вилку вытащил из розетки от греха подальше. Если асинхронный мотор питать от пониженной сети, то конечно сработает тепловое реле, но если это будет долговременно, то после N количества отключений и включений теплового реле и частых попыток стартовать, мотор перегреется и может сгореть
Да, на задержки я как раз упор и делал, когда вначале статьи сравнивал оба реле. Вот и я решил поставить РН, когда при низком напряжении случайно заметил, как при пуске поднатужился холодильник. Но сейчас он подключен через маленький стабилизатор (2кВА) и второе РН для задержки включения. Для холодильника на 63А можно взять, оно дешевле.
Да тут все понятно, что УЗИс, что РН разрывают только фазу, этого достаточно чтобы защитить технику. А для своей защиты, я как бывший электрик имею привычку, прежде чем залезть в щиток, проверить наличие напряжения и отключить вводной автомат (для того и поставил). Для ленивых, можно поставить на входе индикаторы на L и N. С типами УЗО ознакомлен (было желание поставить). Но для полноценной работы УЗО нужно, на вводе сделать TN-C-S.
TN-C-S и УЗО – моё мнение, две системы направленные на повышение безопасности пользователей, они могут работать как совместно, так и по отдельности. У меня дома нет защитного заземления и дома у мамы тоже нет, но УЗО я поставил, с ним точно безопаснее, чем без него
Точно! Ведь ток утечки не обязательно должен утекать на “официальный” РЕ-проводник.
Узо ставят и при двухпроводке (TN-С) и все работает, хотя официально как-бы нельзя! Это спорный вопрос. Я считаю если работает (в данном случае защищает), то можно. Тут только отличие, как дернет.
Вот здесь разъясняется откуда взялся этот запрет
https://yserogo.ru/remont/uzo-v-tn-c.html
Понравилось “К сожалению, некоторые личности видят в этом пункте только первое предложение, а читать и вникать дальше – не считают нужным. В связи с этим и возникают ложные утверждения о недопустимости установки УЗО в двухпроводке.” Да, к сожалению большинство так и читают, затем упорно отстаивают свою правоту.
Алексей, ваше мнение по поводу этой цитаты, из статьи по моей ссылке:
Основной защитой человека в электроустановках служит заземление, а потом уже расцепители, реагирующие на дифференциальный ток. В отсутствии же заземления, диф-защита выполняет основную роль в электробезопасности человека.
Вспомнилось, как какой-то… если не ошибаюсь вроде AlexS, говорил что заземление использовать не нужно и вредно и даже приводил примеры, что можно наступить на оголенный провод (почему-то лежащий на полу!?) подходя к заземленной стиральной машине.
Все верно Алексей, у Вас есть УЗО и нет заземления, у меня есть заземление и нет УЗО, любая защита полезна, об этом говорит цитата в начале статьи.
Представьте, что женщина пользуется миксером, или феном, там заземленого корпуса вообще нет. А провод у ручки запросто может повредится и оголиться изоляция. С установленым УЗО в щитке, сработает защита, если нечаянно дотронутся рукой к повреждёному проводу и телом к газовой плите. УЗО отработает, есть в доме защитный заземленный проводник или нет (PE). То что при этом ток пойдет через тело человека меня лично не пугает. УЗО реагирует и отключает подачу энергии при безопасном для жизни токе 30 мА. (Кнопка тест, на корпусе, для справки, замыкает цепь резистора, который вызывает ток утечки ровно 30 мА, при 220 в сети)
Ток который Вас не пугает, может напугать женщину :). Если в момент отключения УЗО, в одной системе только щипнет, в другой прилично стукнет. Хочется сделать все по уму и не дергаться по поводу ложных отключений. Все разом сделать финансы не позволяют, потому постепенно к этому идем!
BoB4uk, именно! Читать надо уметь и думать ГОЛОВОЙ, а не бездумно цитировать ПУЕ вырывая предложения из контекста.
Что бы не дергаться по поводу ложных отключений УЗО, лучше их поставить в каждую линию, так как токи утечки неизбежно будут на абсолютно исправной проводке! (ёмкость проводников относительно земли, ни кто не отменял)
При установке отдельных УЗО:
1) ёмкость отдельной линии меньше, чем всей проводки в квартире.
2) при срабатывании не отключается весь дом или квартира, а только ветка проводки
В идеале было бы поставить отдельно для каждой розетки в опасных местах – стиралки и кухни своё УЗО, на всё остальное можно одно общее.
У меня одо общее на всё, но хочу поставить отдельное для стиралки
Ну в общем так и делается, на входе противопожарное УЗО (300мА), дальше на каждую линию (30мА), на особо опасные (детская, ванная 10мА). А по поводу ложных срабатываний, я имел ввиду если сейчас поставить на старую проводку.
Как по мне, ставить последовательно УЗО бессмысленно. Сработает самое чувствительное, зачем тогда предыдущее на бОльший ток срабатывания?
Ложных срабатываний на старой проводке не будет, если раделить допустим на три ветки 30 мА+30 мА+30 мА, общий ток уже 90 мА, но при этом ток срабатывания в каждой конкретной точке, так и остаётся – 30 мА.
Про ёмкостную утечку, пример из жизни:
поставил знакомому сушку для полотенец в ванную, включил в розетку с заземлением, через время стало срабатывать УЗО. Оказалось срабатывало не от того что ТЕН у сушки пробивает, а потому что у него большая ёмкость на корпус. В щитке стояло одно УЗО, поставил второе УЗО, разделил линии так, что бы на одно УЗО была подключена кухня и стиралка (у стиралки будет тоже большая ёмкость на корпус), а на другое сушка – перестало выбивать, теперь работает стабильно.
В подтверждение теории о ёмкости (что ёмкость вносит значительную часть тока утечки) проверьте сопротивление изоляции своей старой проводки и стен относительно земли, получится что ток утечки через сопротивление незначительный, посравнению с током через ёмкость относительно земли.
В любом случае, до проведения полной модернизации проводки, поставить УЗО на старой проводке можно и нужно
Ну это я написал что рекомендуется… кем-то! Вот сейчас как раз сижу и обдумываю это самое противопожарное УЗО и не могу представить ситуацию как оно защищает. Это называется двух двухуровневая защита, а есть и трех! Вроде как смахивает на развод на деньги. Может где-то… при каких-то особых условиях…, мне тоже такого не надо. Ну вот же “пример из жизни”, а я пока еще не отошел от понижений, отключений, сработок… только устаканилось. Да, все Ваши советы полезные, например со стабилизатором на холодильник. Знаю нужно, но до лета наверное не буду ставить.
BoB4uk, представьте себе морозильный склад 100 км м, какое оборудование там используется – мотор компрессора + провод к моторам вентиляторов на испаритель + на вентилятор конденсора + провод на датчики и на панель управления, всё это хозяйство имеет приличную ЁМКОСТЬ на землю. Для этой системы нужно УЗО – на ток 30 мА (безопасный для жизни порог)+ ток естественной утечки (может быть больше 30 мА) в сумме выйдет больше 30 мА, туда и нужно ставить УЗО на бОльший ток!!! А ставить в один щиток последовательно сначала одно УЗО на 100 мА, а от него 3 шт по 30 мА избыточное решение (это прилично выражаясь 😂) Это дороже и снижает надёжность! Чем больше соединений и устройств – тем сильнее снижается надёжность
Все верно, я тоже не сторонник лишних соединений, особенно последовательно. С приборами тоже, если будет возможность выбора между УЗО+ВА и дифа, выберу первое. Считаю чем больше напичкано устройство, тем больше вероятность поломки.
BoB4uk, хотите еще добавлю в топку логических рассуждений?
Закономерность частоты отказов любой техники зависит от сложности, чем сложнее техника, тем вероятнее поломка.
Допустим, чисто для примера, цифры от балды, производитель выпустил 10000 автоматов, из них, спустя год после установки, вышли из строя 5 штук(могут быть другие цифры, но всегда это больше 0).
Вероятность выхода из строя одного автомата 1/2000, если щит из 5 автоматов, то вероятность отказа щита 1/400, а из 25 автоматов 1/80.
Тут не нужны технические знания, что бы понять эту элементарную логику :)
Алексей, мы как всегда в своем репертуаре :))), но так как вопрос возник в этой теме, думаю Александр позволит. Вот некоторые размышления.
1) Ваш случай. В системе TN-C (двухпроводка) при пробое на корпус УЗО не сработает, пока через тело человека не пойдет ток утечки на землю. Аварийная ситуация остается до прихода человека. Техника остается подключенной до отключения УЗО. Малость ударит.
2) Может стать моим при установке УЗО или Вашим при применении заземления. В системе ТТ (с заземлением) при пробое на корпус УЗО сработает сразу, от тока утечки на землю. Аварийная ситуация устраняется сразу. Техника обесточена. Не ударит.
3) Мой случай. В системе ТТ без УЗО при пробое на корпус, ток утечки уходит на землю. Аварийная ситуация остается до ее устранения. Техника остается подключенной все время. Не ударит.
Какой вариант предпочтительнее?
На первый взгляд 2-й, но техника обесточивается, значит нужно применять индивидуально. 1-й и 3-й лишены этого недостатка, но 3-й всегда аварийный. Получается 1-й!
А вообще все зависит от ситуации. Например у меня сейчас вариант 3, на линии кухни постоянно подключен водонагреватель, холодильник, в-камера (с записью), детектор газа, ТРМ на отоплении. При пробое ТЭНа водонагревателя, все остальное должно работать. Поэтому при применении УЗО на линии кухни, на водонагреватель нужно отдельное УЗО (можно вилку или розетку с УЗО). Плюс еще на три линии по УЗО (хотя некоторые можно объединить на одно). Вот как-то так планирую, получится 2-Й вариант.
BoB4uk, поправлю, в 3 варианте не столько ток утечки пройдёт в землю, сколько произойдёт уравнивание потенциалов :)
В этом варианте остаётся опасный случай прикосновения к проводу с повреждённой изоляцией
Ага, понятно!
Не нужно доводить проводку до такого состояния :)))
BoB4uk, включаем логику:
Как именно зарабатывают страховые компании при страховании автомобилей?
Есть статистика происшествий за предыдущий период и суммы потраченные на компенсацию убытков, страховая компания делит все деньги потраченные на компенсацию на количество случаев, прибавляет свои расходы и прибыль, получает сумму страховки, которую должен заплатить клиент, эта сумма есесено больше чем та полученная часть если разделить одно на другое.
ВНИМАНИЕ ВОПРОС:
Нужно ли страховать машину?
Вы уверены что не попадете в статистику всех застрахованных и не застрахованных происшествий? :)
Статистика упрямая вещь, с ней спорить сложно :)
Нельзя с полной уверенностью утверждать, что при абсолютно исправных электроприборах, исключён вариант прикоснутся к повреждённому накануне проводу стоя босиком на кафеле, или стоя в одних трусах оперевшись жопой к газовой плите :), вероятность очень маленькая, но она не равна нулю. Очевидное и логичное решение застраховать себя от случая с вероятностью 1/1000000, поставив УЗО, повысив тем самым шанс на выживание в N раз
BoB4uk, при чём тут страховая компания? Страховая компания настолько верит в статистику и в расчёт вероятности, что зарабатывает, а не работает в убыток.
Да все правильно говорите. Но уже получается как-то настойчиво, как будто я отказываюсь от установки УЗО, я же наоборот планирую. Или мне немедленно нужно поставить?
Статистика то статистикой, но есть еще закон подлости!
Конечно, я малость увлекся, но мало ли, а так кто то прочтает мои доводы, хотелось высказать все, а Вы не спорите 😁
Не спорю, потому что Ваши доводы правильные!
BoB4uk, добавлю парочку мифов (идиотизмов)
1) стационарную проводку нужно прокладывать моножильным кабелем
2) при монтаже обязательно нужно гильзовать конец провода
С первым пунктом я согласен, но точнее будет сказать -“можно”.
С объяснением, что многожильный кабель имеет меньший срок эксплуатации, так как это указано у производителя провода, которое повторяют “умники” друг за другом – я НЕ СОГЛАСЕН!
На самом деле моножила живучее многожильного кабеля только в определенных условиях. Если коротко, то многожильный кабель в сырости сгниёт быстрее, чем моножильный из-за капиллярного эффекта и потому что у него площадь поверхности жил больше. Почему “профессионалы” вычитывают строчку у производителя про срок службы кабеля, при этом не хотят включить мозг? ИМХО, многожильный кабель выдерживает больше изгибов, чем моножильный, если провод будет в сухом месте, то без разницы какой поставить, какой удобнее и логичнее, такой и ставь!
Со вторым пунктом сталкивался несколько раз, видел даже такую выполненную кем-то работу, где гильзовали моножилу! :)
Можно же облудить паяльником конец многожильного кабеля и зажать его под винт, точно так же как зажимают обжатый гильзой многожильный провод! Но нет, как то не так профессионально -облудить… гораздо лучше это делать дорогим инструментом, то-есть обжать гильзой:)
…гильзовали моножилу! :) Затем по количеству использованных гильз, определяли объем работ :)))
Когда приходилось принимать решение каким кабелем делать проводку, я выбирал гибкий. Хотя нужно лудить или гильзовать (если нет возможности залудить), но с ним легче работать, особенно протягивать! При сборке щита, моножилой получается красивее, прямые линии, перемычки… Для себя делаю многожильным, легче вставлять те-же перемычки. Водить экскурсии по местам своей деятельности, не собираюсь :))). Бывает приходится иногда выложить фото в интернет, но у меня на первом месте практичность, а потом красота по возможности.
BoB4uk, я за логично обоснованные решения 😉!
Допустим где то нет заземления и не предвидится в ближайшее время, поставь УЗО, хуже точно не будет и это меньшее что ты можешь сделать для повышения безопасности.. Со временем будет ремонт и реконструкция, сделай заземление + УЗО.
Алексей, у Вас УЗО или АВДТ? Если УЗО, какое электронное или электромеханическое?
BoB4uk, у меня дешёвое электронное УЗО.
Дифавтомат выбрать или УЗО+автомат (автоматы), тут нужно руководствоваться наличием места для установки. Вариант УЗО+автомат дешевле при замене, в случае неисправности, а так цена примерно одинаковая, что УЗО+автомат, что дифавтомат
BoB4uk, есть одно отличие УЗО и дифавтоматов, у последних есть модели, которые разрывают только один полюс, но есть и такие, что разрывают оба полюса, УЗО разрывает оба полюса
Понятно. Место не проблема, все равно нужно менять, энергомонитор (что пока над щитком) тоже в щиток нужно поставить. Электромеханическое считается более надёжным, а электронное требует напряжения питания и при обрыве нуля его не будет. Так что смотрю в сторону электромеханического. По поводу полюсов учту.
Гложет меня тезис – електромеханическое УЗО надёжнее…
Механические часы надёжнее электронных? Это Это точно? То то и оно, что сомнительно!
То что механическому УЗО не нужно питание это хорошо, а вот как оно сделано? Я никогда не разбирал, любопытно, надо погуглить! Это же нужно для работы достаточно большой диферициальный транформатор с значительным падением напряжения, что бы тока 30 мА хватило. Нужна мощность для исполнительного механизма расцепителя. Значит механическое УЗО будет жрать энергию, на нем будет падать какое то напряжение под нагрузкой, всё это должно греться из-за потерь…
Электронное можно сделать более точным и быстрым, трансформатор может быть маленьким и с маленьким падением, тут делема какое лучше…
Надо подумать над тем, как избавится от недостатка электронного УЗО при обрыве нуля, вариант с реле напряжения разрывающим оба полюса уже есть, надо подумать ещё над другими вариантами применения электронного УЗО, но без указаных недостатков
Это так считается, но не говорится что они надежнее электронных.
А на какой номинальный ток УЗО брать, чем больше тем лучше? По цене вроде не сильно отличаются.
Я рассуждал, что чем больше ток выдерживают контакты, тем лучше, даже если это дороже
Я так и думал.
BoB4uk, внутренности УЗО, электромеханического и электронного, обратите внимание 21:50,резистрор теста 3,6 кОм (оранж, син, кр, зол), ток при 230 В – 61,1 мА!!! КАРЛ! Вот Вам и механическое УЗО 😁
https://youtu.be/tPXiZWlPpjI
У АВВ тестовый резистор 3,3 кОм 🤪
29:00 внутренности электронного УЗО, у него т-р меньшего размера, как я и думал! Резистор теста не известен, я проверю на какой ток сработает моё электронное УЗО, напишу результат. 😁
Точных подробностей не помню, давно читал, но смысл в конструкции тр-ра. Чем больше, чувствительность выше, не нужно усиливать и питать усилитель, ну и цена вроде побольше. Примерно как-то так!
Наверное я тороплюсь с выводами, не могут производители настолько врать с током срабатывания, вероятно что ток срабатывания 30 мА указан правильно, а тестовый резистор скорее всего расщитан на немного бОльший ток, что бы при отклонениях питающего напряжения срабатывал ТЕСТ. Все надо будет самому лично проверить 🤔
BoB4uk, в устройстве электромеханического УЗО, реле которое должно сработать от тока утечки, имеет интересную конструкцию. В отличии от обычного реле, в нём есть магнит, который и удерживает подвижную часть механизма во включенном состоянии, что бы реле отпустило, ток в катушке должен создать противоположное магнитное поле, полю постоянного магнита. Выходит, что реле сработает только при одной полярности переменного тока сети, при другой полуволне, поле не ослабиться, а усилится – реле не отпустит. Отсюда имеем время срабатывание меньше или равно 0,02 сек (период переменного тока сети 50 Гц). У электронного УЗО это время будет меньше, так как там есть выпрямитель, и не имеет значения, какая полуволна, положительная или отрицательная создаёт ток утечки.
Я пытаюсь разобратся, зачем делают электронные УЗО.
Может электронное делать проще, детали меньше, компактнее, дешевле. Есть же одномодульные.
Вот тугодум, только дошло :))) Магнит! Вот почему э-механические срабатывают от батарейки, при при проверке как их отличить.
BoB4uk,эл-механическое УЗО ещё и магнитом можно проверить, подносишь – оно отключается, могу видео найти, и на батарейку оно реагирует только при одной полярности 😁
Малость запоздал :))) Вот видео https://www.youtube.com/watch?v=Pkx2iV79PAM как отличить УЗО и в конце смоделировал обрыв ноля, утечка через лампочку, а УЗО не сработало. Вот Вы меня пугали, что по нолю придет фаза, получается что Ваше электронное тоже от этого не спасет.
https://youtu.be/Pkx2iV79PAM
16:10 проверка магитом
11:40 роверка батарейкой, срабатывает только на одну полярность
Таких видео много, только вот объясняют они, как мне кажется, не правильно. Чтобы создать индукцию в катушке тр-ра для срабатывания реле, нужно прилично подвигать магнитом, а тут только подносит. Значит на магнитик, как Вы писали, действует магнитное противополе от катушки (для этого и меняется полярность батарейки, чтобы было противополе), также и от внешнего магнита (даже видно как поворачивает магнит когда не срабатывает).
Индукцию в тр-ре? 😁 Неа, это нипричём
Ну вот так объясняют! В видео на 16:12. К стати такое не первый раз слышу.
Поднесенный магнит вызывает срабатывание УЗО потому, что его поле конпенсирует магнитное поле магнита реле, который держит его во включенном состоянии.
Спасибо, статья отличная. Тоже приобрел себе такое реле только на 63А, модель TOMZN DDS238-VAP. По Вашей инструкции все настроил, а то в китайском руководстве не смог разобраться.
Поздравляю с приобретением!
Сперва даже не заметил эти мигающие полоски, только когда увидел в статье обратил внимание.
В этом реле есть еще функция счетчика, я об этом подробно не писал, а мигающие полоски это индикатор работы счетчика. Раньше на дисковых счетчиках красная метка мелькала, сейчас на современных светодиод мигает, тут вот такой значок.
Без нагрузки его не увидишь! Он появляется как мигнувший значок и чем больше нагрузка тем чаще мигание.
К стати, я напрасно искал как сбросить показания, думал эта функция для других целей. Как на счетчиках не сбрасываются показания, так и здесь!
А его можно использовать как счетчик?
Не знаю, думаю если только для личного контроля основного, особенно установленного на столбе энергетиками))), а так как полноценный счетчик они не примут, вроде как не для этих целей предназначен!
Если интересует такой форм-фактор, то есть даже одномодульные счетчики на дин-рейку.
Для примера electricline.ru/ncd-1-1-34/news.html
Спасибо, а еще что-то было про кнопки, уже не могу найти, ну как-то не одинаковый звук кнопок. Это по чему?
Ну у меня были как-бы принажаты две кнопки верхней панелью и тише щелкали, когда разбирал подточил сверху малость и стало нормально.
А про светодиоды, их что обязательно менять?
Конечно не обязательно, просто это мои хотелки :)))
Спасибо, все понятно. Да я бы и не стал разбирать из-за этого, там на боку еще какая-то наклейка.
Просто с начала не мог привыкнуть к красному свечению индикатора питания когда входил, казалось что сработало РН. Когда поменял на зеленый, такой реакции не стало. Ну а остальные хотел поменять, что-бы с ходу было понятно по цвету, от чего сработало.
Наклейка это как пломба наверное, я порвал. По гарантии обращаться в Китай не собираюсь :)))
Хотел попробовать таймер, но чета не нашел :(
У Вас на 63А и если первого выпуска (с круглыми кнопками и индикаторами), то у него нет таймеров как у меня на 80-амперном.
Сейчас посмотрю на сайте, что на новом 63А.
В общем там можно выбрать 63А или 80А, а описание одно, можно полагать что и новое на 63А сделали с таким-же функционалом. А на старом даже в описании функции таймеров нет.
Собрал для проверки тестовую схему из четырех последовательно включенных DDS238-VAP (на 63А) Повторяемость результатов между приборами довольно хорошая, разбежка по учтенной мощности в пределах 0,1% Напряжение проверил мультиметром -тоже соответствует. Обнаружил легко устранимый настройкой недостаток – это то, что фабрика установила ограничение тока на 80А. Хотя по характеристикам для прибора на 63А, заводская установка должна быть 40А. Тестировал девять суток под нагрузкой 14.8А – приборы остаются холодными, никаких шумов или запахов нет. Таймеры в реле присутствуют. Обнаружил в меню настройки устройства параметр «dC», который не был указан в таблице данных. Он выводится на экран после параметра «dE» перед параметром «b9». Параметр dC имеет два значения на выбор: 1 или 2. На сайте фабрики – даташита нет. Написал производителю -пока нет ответа.
Алесь, спасибо за полезный отзыв!
Ждём ответа производителя. Либо кто-нибудь из читателей подскажет, что за параметр?
Алесь, а почему-бы не попробовать их включать и смотреть что меняется?
Вообще разобраться с некоторыми функциями не так просто, даже если они есть от продавца. Многое узнаётся узнать догадками и пробой. Вот в последнем реле (новая модель TOVPD1-60-EC) тоже не было заявлено о двух параметрах, продавец ответил, но из его ответа так-же было непонятно, пришлось повозится пока разобрался. Так что только “методом тыка”.
Я могу только предположить, буква d как-бы указывает на таймер. Возможно эти параметры переключают время, например с секунд на минуты или с минут на часы. Вот типа как у меня в описании пункты:
OP – Время отключение (после включения) цикл в режимах 5/6/7, 1-999 отличается в режимах 5/6/7 (5 -секунды, 6-минуты, 7-часы).
CL – Время включение (после выключения) цикл в режимах 5/6/7, 1-999 отличается в режимах 5/6/7 (5-сек, 6-мин, 7-час).
Ну например выставили в ОР (или CL) 25 и выбрали режим dE6 будет 25 минут, а если режим dE7 то будет 25 часов.
Но эти пункты становятся доступны если в dE выбран режим таймера. В одном из видео обзоров человек говорит что можно переключить только 5 сек, 5 мин или 5 часов. Пять стоит по умолчанию, а то что появляются пункты выбора от 1 до 999 он и не увидел!
з.ы.Сейчас посмотрел таблицу настроек от 63 амперного, там есть dE5-dE7, но нет пунктов ОР и CL. Этого реле у меня нет, по этому проверить не могу, смотрите на своём. И при включении любого параметра просматривайте настройки, могут появится другие пункты.
По поводу установки на 80А. Похоже прошивка одна, вот и ставят на все модели. В моем реле тоже стояло 80А, а из описания по умолчанию должно стоять 63А.
И ещё по параметру dC подумалось, если имеет только два состояния (1 или 2) возможно что-то включает/выключает или переключает. Пробуйте.
Вышло из строя во время грозы. Кондеры потекли и микросхема стрельнула не могу найти что это. Автор как раз обрезал на фото ее. Прошу помощи в опознании. Корпус sop7
Олег, проще и дешевле после такого – купить новое.
Александр, да после грозы наверное бессмысленно ремонтировать, но попытаться можно. Судя по схеме (в статье) другого ихнего реле, это один из стабилизаторов и скорее на 12В. Можно отследить по дорожкам (да и эту часть схемы составить) и поставить аналогичное. Вот только 19 и 20 выводы процессора смущают, стоит ли заморачиваться!?
Олег, я не предполагал возможность ремонта и по этому такие фото. Покажите фото где она стоит.
Схема немного не такая. Да он что то берет из сети возможно частоту. Фото не мое но нашел.
Где то делает замер по напряжению
На прямую завести не удается. Подавая питание на стабилизатор.
Попробуйте от этой микры отследить куда дорожки ведут, может можно будет что-то понять и сопоставить со схемой из статьи (конкретно на это реле схемы нет).
Схема не нужна. Мне нужно узнать что за микросхема. Эта схема отличается как раз этим dcdc преобразователем. У меня она стрельнула видно только цифры …180…
Изображение долго не появляется под комментарием :(
“Схема не нужна”… ну тогда помочь нечем. Снимать и разбирать реле, нет желания.
Я бы определился по дорожкам.
В общем как-то так и про этот стабилизатор я где-то писал, что он может быть как трех-ногим (был у меня), так и восьми (sop7).
А куда Вы подключались напрямую, к 3,3В стабилизатору? Точно не знаю, но 3.3в может быть питанием процессора, а питание индикаторов идти от 12(24) вольтового. Так-же может быть что вместо кварца, генерация взята из сети (есть у них такие схемы).
А на релюшке написано на сколько она вольт? Стабилизатор должен быть на напряжение релюхи.
“Эта схема отличается как раз этим dcdc преобразователем” я пересмотрел много схем реле напряжения, особого отличия нет, только в электронных компонентах, а принцип работы схожий. И не думаю что китайцы создали одну эксклюзивную модель сильно отличающую от других. Да жаль, не сделал подробных фото, приходится теперь доказывать очевидные вещи.
https://pdf1.alldatasheetru.com/datasheet-pdf/view/1134050/LINKAGE/SM7055-12.html
Я почти уверен что это оно, даже ссылки на маркировку этого стаба ведут на китайские реле напряжения и даташит на китайском.
Может достаточно убеждений?
Не похоже на sm7055, я смотрел уже. Задействовано 4 вывода. Реле 9 вольт.
вот добрался
Вот дорожки под ней. Диодного моста нет. Двохполупериодная схема похоже.
Так и не дождался фото дорожек под ней. Ну не та маркировка, а смысл тот-же. Это управляемый стабилизатор по 2 ножке, так сделали на случай установки других реле, например поставили реле на 12в, подстроил выходное на 12в. Плохо видно дорожки, но все-же не видно внешнего управления. Вам реле не менять, по этому ставьте 9в стабилизатор не задействовав дорожку 2-й ноги. Или уж если хочется регулировать, то что-то типа LM337 или китайскую понижайку.
Под чем дорожек? Односторонний монтаж под микрухой. Вся сема гальванически не розвязана. Здесь только нужно ставить то что должно быть. Это блок питания всего устроиства. По этому я и хотел узнать что здесь стоит. Без всяких переделок.
Был комент “Вот дорожки под ней”, а фото нет. Блин прямо беда с этими вставками изображения, перегружал страницу и открывал по новой, не было фото, отправил комментарий, появилось :), но все равно ничего нового не дало. Ну да входное стабилизатора до 730в, про LMки перегнул не подумав. Нужно типа SM7055-12, но на 9В.
Тут есть разные маркировки, разбираться какое выходное не стал. Смотрите сами, а так-же и по другим ссылкам может что есть подходящее. https://aliexpi.com/VjNT
Разобрал свое реле, маркировка этой микросхемы PN8015. Как только не называют подобные микросхемы, ас-dc (dc-dc) преобразователь, драйвер, ШИМ и т.д. Малость перевел из китайского даташита:
Неизолированный преобразователь постоянного / переменного тока с широким диапазоном выходных сигналов
Обзор.
PN8015 объединяет ЧИМ-контроллер и интеллектуальный силовой полевой МОП-транзистор с высокой лавинной стойкостью 800 В, используемый для маломощного неизолированного импульсного источника питания с чрезвычайно обтекаемыми периферийными компонентами, выход
Выходное напряжение можно регулировать резистором FB. PN8015 имеет встроенные высоковольтные пусковые модули 800 В и модули с автономным питанием для реализации функций быстрого запуска системы, сверхнизкого режима ожидания и автономного питания. Ядро
Микросхема обеспечивает полную интеллектуальную функцию защиты, включая защиту от перегрузки, защиту от пониженного напряжения и защиту от перегрева. Кроме того, технология модуляции с понижением частоты в PN8015 помогает улучшить характеристики электромагнитных помех.
https://datasheet.lcsc.com/szlcsc/1909161003_Wuxi-Chipown-Micro-electronics-PN8015NSC-T1_C414189.pdf
Так и не смог вставить фото в предыдущий комментарий.
О наконец то. То что нужно. Спасибо!
Не за что! Просто надоело разбираться, как оказалось проще было снять и разобрать. Просьба отписаться о результате и не важно каким он будет.
Реле получилось оживить. Заменена микросхема ac-dc pn8015n, диод перед ней 1n4007(m7) и кондеры 8.2мф/400в. Кондеры поставил 10/450 были в наличии. Спасибо за помощь!
Олег, спасибо за результат. В начале я не напрасно сказал что попытаться можно, так как много приборов (реле времени, термореле…) удалось оживить с похожей неисправностью. Сгорали БП (и после грозы и после 380в, варисторы и супрессоры не спасают). Так как производство было безостановочное (хлебозавод), приборы оперативно менялись на новые, а сгоревшие затем восстанавливал и лежали на всякий случай. После развала предприятия перекочевали домой, где некоторые уже десятилетиями работают. Например в iTRON 08 (реле на 6В) банально поставил ЗУ от телефона.
Чуть не забыл фото
Фото работающего реле
Получил данное реле напряжения(DDS238-VAP с синими кнопочками), при проверке всплыл один очень нехороший факт: у него нет напряжения безусловного отключения, а именно если на него подать 380 вольт оно будет отрабатывать заданную(штатные 3 секунды) задержку отключения. Оно конечно не было заявлено, но всё же одна уставка времени на превышение и понижение не есть хорошо, если понижение большинство техники ещё может переварить то 380 при штатных 3 секундах мало кто выдержит. Исключительно дилетантское мнение.
“Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”©
ЗЫ Во время испытаний сиё реле отключалось примерно за 200-250мс при превышении напряжения с уставкой 0,1с. Измерения велись на коленке и на правду не претендуют.
Да действительно настройка задержки отключения на превышение и понижение напряжения общая, большой минус (забыл написать). Думал в новой (синие кнопки) исправят, значит не исправили. Но уже в новой модели TOVPD1-60-ЕС всё сделали раздельно.
Знал бы не взял, наверное. Пока игрался обнаружил “потерянные фишки”: 1) сброс счётчика таки существует, надо зажать кнопку “вверх”, в основном режиме где ток ,напряжение или мощность показывает, высветится “CLr” и бегом по новой считать, 2) пункт “dC” разрешает(1) либо запрещает(2) тот самый сброс счётчика. Ну по крайней мер на моём образце так.
ЗЫ очередная партия замеров показала чуть больший разброс во времени отключения от 200 до 400мс при повышении напряжения до ~380 вольт. Ну и картико с “лучшим результатом”.
У моего нет пункта “dC” и зажатие кнопки ничего не дает, сразу переключается. Пробовал по разному и по две кнопки зажимать (где-то попадалась инфа). А 380В самому прибору не опасно? У моего написано рабочее напряжение 85-300В. Чем меряете миллисекунды?
С миллисекундами понятно, картинка только появилась.
Ну значит это всё таки фишка реле с синенькими кнопочками, остается найти этому подтверждение от других владельцев.
У моего тоже написано до 300 вольт, хотя это можно интерпретировать как возможность выбора в данном диапазоне напряжений. Да и смыл в нём если оно крякнет при обрыве нуля?
ЗЫ Поду дальше мучать: подам 400, хотя если судить по комментариям выше, там стоит высоковольтный шим и он должен спокойно это изуверство переварить. И если за пол часа не помрет может даже и пощажу и поселю в какой-нибудь щиток, но вряд-ли домашний).
Оно живое, больше подавать смысла мало, хотя ещё есть куда накрутить☺
Могу подтвердить очистку счетчика кнопкой вверх. Пункт dc 1 и не меняется.
Ну вообще-то да, по питанию до 800в, недавно это обсуждалось. А вот по быстродействию почему такая задержка? Реле, транзисторы…?
Вероятно, причина – входная цепь, о чём упоминалось в статье из которой взята схема “младшей” версии устройства, я не думаю что она сильно отличается, ну и программную причину отвергать нельзя, да и “китайскую систему измерений” никто не отменял☺
Всё это исключительно предположение.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста: есть ли трёхфазное реле с не зависимым отключением фаз, т.е. при выходе напряжения одной из фаз за установленные границы или её обрыва прибор отключает только эту фазу, а другие две продолжают работать?
Не знаю как у китайцев, а у украинцев (Digitop) и белорусов (F&F) такие реле есть.
Есть, но оно отключает три фазы, по этому и называется трехфазным. То что Вам нужно если и существует, то это три однофазных РН в одном корпусе, то есть тоже самое что поставить три РН на каждую фазу. Но это недопустимо при трехфазной нагрузке. Что будет с электродвигателем если отключится одно реле? Думаю таких РН не может быть, ставьте по одному на каждую фазу.
Александр, есть и китайские, трехфазное реле напряжения TOMZN TOVPD3-100VA https://aliexpi.com/7wKT
Трехфазное РН с независимым отключением фаз, это нечто похожее: как из трехфазного автомата сделать четыре однофазных в одном корпусе, для использования в трехфазной цепи.
Да мене поставили именно такое. На квартиру. Там плита двухфазная и проточный водонагреватель трёхфазный. А иногда бывает пропадает одна фаза. К сожалению три однофазных реле занимают больше места, а его нет.
Дмитрий, получается на 14мм шире. Ширина трехфазного 91мм, трех однофазных 105мм, видимо из-за толщины стенок корпусов.
Именно трехфазные, с асинхронным режимом, могут отключать фазы по одной, если нужно. У китайцев в этом реле тоже есть такая опция, 4. Асимметричная защита. Или это защита от асимметрии фаз?
Конечно, пользоваться нужно с умом. Хотя двигатели сейчас никогда не подключаются напрямую, всегда есть тепловое реле или автомат защиты двигателя, которые защищают от пропадания фазы.
Александр, не понял про опцию 4. С цифрой 4 есть два пункта в настройках, это U4 – время задержки при перенапряжении и С4 – коррекция тока в %, может это асимметрия?! Также есть защита от обрыва одной из фаз (нижний пункт), но в этом случае происходит отключение от сети, а про отключение одной фазы ничего нет.
И вообще я не понимаю для чего это нужно, в трехфазной сети отключать одну фазу?! Для трехфазных и однофазных сетей применяются соответствующие приборы, трех и однофазные соответственно. Если трехфазная линия используется как три однофазных, то соответственно на каждую линию нужно ставить отдельный.
“Как сбросить накопленную энергию кВт/ч?”
Длительное, около 2-3 сек. нажатие средней кнопки (стрелка вверх) сбрасывает показания счетчика кВт/ч.
У меня не сбрасывает, возможно зависит от экземпляра (дата изготовления, прошивка…)
Пробовал всевозможные комбинации кнопок!
Интересно когда дойдет до конца, начнет с 0000,0 или остановится на 9999,9кВтч!?
Интересно когда дойдет до конца, начнет с 0000,0 или остановится на 9999,9кВтч!?
Сейчас 2951,1кВтч, долго еще ждать придется чтобы узнать это))
Начинает считать с 0000,0. Проверено уже на трёх приборах.
Понятно, спасибо!
А на ваших приборах можно сбрасывать?
Как сбрасывать на 0 не нашел.
Появилась новая модель TOMPD-63LW с WIFI (TOMPD-63L без WIFI). В обсуждении TOMZN TOVPD1-60-ЕС уже говорил что не хватает ваттметра, в обозреваемом конечно есть, но на другом экране. Здесь экран более информативен и корпус шире (45мм). Также добавили УЗО и cosф. Не ясно, но УЗО скорее всего тип АС, отключаемое и ток утечки настраивается. Задержки не только на повторное включение, но и на отключение. Корректировка V, A, kW. Скорее всего kWh можно будет сбрасывать. Настраиваемое количество повторных включений по току и по утечке. Кнопка быстрого отключения. Значок состояния контактов реле.
Пока не понял зачем 3 знака перед точкой на амперах (ведь он на 63А), может точка плавающая? Также не понятно с журналом ошибок, если есть, то как просматривать? Но практически все необходимое есть, осталось добавить УЗДП))
Так как предыдущие модели работают до сих без проблем, решил приобрести и этот (заменю DDS238-VAP). Заказал с вай-фай, цена 2 000р (без вай-фай 1 500р), можно управлять с телефона при оповещении аварийных ситуаций.
И еще вопрос, почему коэффициент мощности на некоторых приборах пишут PF, а на других cosф (производитель один). Понятно что такой вопрос к производителю, но может кто знает или есть какое-то отличие?
p/s/ добавил основные параметры, если кого заинтересовало, могу добавить схему настроек (рус).
Владимир, спасибо за информацию!
Да, высылайте, что есть, опубликую отдельным постом в ВК и Дзене.
Если есть реферальная ссылка (если читатель купит, Вам капнет несколько процентов), высылайте тоже)
Да особо ничего нет, в основном картинки и только такое описание:
Особенности
Изделие может отрезать LД Н оба.
TOMPD-63LW Тип WIFI
TOMPD-63L Нет типа WIFI
Номинальное напряжение: 230 В; Частота: 50 Гц/60 Гц
• 1. Пульт дистанционного управления ВКЛ/ВЫКЛ в любое время из любого места по телефону.
• 2. Просмотреть ток, напряжение, ток утечки, общий кВтч на телефоне.
• 3. Функция таймера в приложении Smartlife TUYA.
• 4. Можно установить перенапряжение/пониженное напряжение/перегрузку по току/ток утечки в приложении или можно установить их вручную.
• 5. Защита от пониженного напряжения 140-210 В (регулируемая) (по умолчанию: 170 В)
• 6. Защита от перенапряжения 225-295 В (регулируемая) (по умолчанию: 265)
• 7. Защита от перегрузки по току 1A-63A (регулируемая) (по умолчанию: 40A)
• 8. Время повторного подключения (задержка по времени): 1-500 с (по умолчанию: 30 с)
• 9. Калибровка напряжения/тока/кВт:-9,9%-9,9%.
• 10. Время действия: 1-30 с (детально 1 С)
• 11. Потребляемая мощность менее 2 Вт
• 12. Белая подсветка
Примечание: Этот измеритель поддерживает только беспроводную сеть 2,4G, а не 5G.
Что такое реферальная ссылка особо не интересовался, но как понимаю это не просто ссылка на товар в магазине, а её нужно где-то брать.
Не погу понять, что означает
Изделие может отрезать LД Н оба.
Александр, это китайский перевод продавца. Я перевел только настройки и добавил над английским. Картинка с настройками большая, но тут как-то мелко все, возможно не читаемое. У меня есть в текстовом виде, если нужно могу выложить.
В общем у продавца переключился на английский и это описание в оригинале выглядит так:
Description
Feature
The product can cut off L and N both.
TOMPD-63LW WIFI Type
TOMPD-63L No WIFI type
Rated voltage: 230V; Frequency: 50Hz/60HZ
• 1.Remote control ON/OFF at anytime from anywhere by phone.
• 2.Review current ,voltage, leakage current, total kWh on phone
• 3. Timer function in smartlife TUYA app
• 4.Can set over voltage/under voltage/over current /leakage current in app or can set these by manual
• 5.Under voltage protection 140V-210V (adjustable) (default: 170V)
• 6.Over voltage proteciton 225V-295V (adjustable) (default: 265)
• 7.Over current protection 1A-63A (adjustable) (default: 40A)
• 8.Reconnect time (delay on time): 1s-500s (default: 30s)
• 9.Voltage/current/kW calibration: -9.9%-9.9%
• 10.Action time: 1-30s (detault 1s)
• 11. power consumption less than 2W
• 12.White backling
Note:This meter Only supports 2.4G Wireless Network, NOT for 5G
Эта непонятная строка переводится так: Продукт может отрезать L и N. Как я понимаю отключает фазу и ноль (в предыдущих отключалась только фаза).
Вот нашел нормальное описание, думаю автор не будет в обиде за копи-паст.
Описание
Реле контроля напряжения и тока с функцией УЗО, WiFi, TOMZN TOMPD-63LW. Функции: отображение напряжения в сети; отображение потребляемого тока более 0.1A; отображение потребляемой мощности в текущий момент; отображение общей потребленной энергии кВт/час; отображение коэффициента мощности COS Ф; отображение тока утечки; отключение нагрузки при превышении указанного напряжения сети; отключение нагрузки при понижении напряжения сети ниже указанного уровня; отключение нагрузки, если потребляемый ток превысит указанное значение; ручное отключение и включение нагрузки; запоминание и отображение причины отключения (через приложение); настройка напряжений отключения и включения для верхнего и нижнего предела; настройка времени задержки включения и отключения; настройка тока отключения; коррекция показаний вольтметра; коррекция показаний амперметра; коррекция показаний ваттметра; режим полного отключения после нескольких превышений тока; режим полного отключения после нескольких превышений тока утечки; запоминание всех настроек при отключении сети. Управление и мониторинг по Wi-Fi через приложение Tuya. Технические характеристики: Максимальный ток нагрузки – 63 А. Максимальная мощность нагрузки – 13860 Вт. Время отключения нагрузки при превышении напряжения – от 0,1с до 30с. Время отключения нагрузки при понижении напряжения – от 0,1с до 30с. Время отключения нагрузки при перегрузке по току – от 0,1с до 30с. Время задержки восстановления при перегрузке по току – от 1с до 500с. Время задержки включения – от 1с до 500с. Диапазон защиты по высокому напряжению – 230 – 300 В. Диапазон защиты по низкому напряжению – 140 – 210 В. Диапазон защиты по утечке тока – 10-99 мА. Диапазон защиты по перегрузке по току – 1-63А (рекомендуется 40А). Габариты – 45 мм х 96 мм х 69 мм.
Спасибо! Что рвёт оба полюса – это круто, не встречал такого!
Ну это пока в описании так, придет проверю. Даже как-то не верится, хотя оно шире предыдущих, возможно как раз из-за более крупного реле.
Вовчик, прочитав ваше сообщение, сразу посмотрел этот девайс в фирменном магазине на Алиэкспресс. Вот какие там пишут комментарии: “К сожалению, в работе так и не опробовал, сгорело при подключении. Деньги вернули без проблем, спасибо продавцу. По видимому, проткнуло острым краем фазного контакта, катушку измерения на входе. Можно попытаться восстановить, но нет номиналов резисторов. У кого есть возможность выложите пожалуйста фото хорошего качества с номиналами, буду признателен.” И таких там несколько. Как у вас с этим? Видимо, надо быть очень осторожным при монтаже?
Алесь, спасибо за подробности, но что-то я такого комента не видел в оф.магазине (TOMZN Official Store).
« Как у вас с этим?» А у меня этого РН пока нет, только заказал, а на других как-то не обращал внимания, как и чем можно повредить.
Кстати там-же есть еще подобное РН, модель TOML-VA. Функционал схожий, но нет cosф, а есть измерение температуры.
Смотрите как бывает. Полазил еще по АлиЭкспресс и наткнулся на тоже самое, но дешевле! Захожу, а магазин тот-же, но цена разная, даже что-то екнуло «какой-же я баран, купил дороже». Но присмотревшись увидел доставку и получается где цена дешевле (замануха) в результате дороже. На картинке как говорится «найди два отличия», разница в заявленной и конечной цене, да и разные отзывы.
Получил новую модель TOMZN TOMPD-63LW. Имеет все функции последних моделей РКН плюс cosф, ток утечки, вай-фай (в приложении можно: управлять, настраивать, посмотреть записи отключений и причину, гистограмма потребления от текущей до годов, видеть V/A/W/kWh/лимит kWh/утечку mA/cosф/, установить лимит, таймер…) и ДВА РЕЛЕ рвут оба полюса. На дисплее постоянно показывает V, А, mА, значки состояния реле и в нижней строке или постоянно (можно переключать кнопкой) или меняется по времени cosф, kW, kWh, лимит kWh. Показания точные от 1Вт и 100мА, любую функцию можно отключить, коррекция показаний. Хотя функция УЗО мне не нужна (стоит УЗО тип А), но понравилось что показывает утечку тока, сразу определил где утекало 5мА. Жаль при отключении этой функции не показывает утечки, поставлю 99мА будет как противопожарное и показывать утечки)).
Такое вот МФУ получил уже с цветным дисплеем (на странице продавца с ч/б). Планирую сделать подробный видео-обзор, если интересно следите за каналом. Вот несколько картинок.
Отличная новость!
Вовчик, ты следишь за темой, у наших производителей есть такие РН, с 2п коммутацией?
Ну особо не слежу, но что попадается не пропускаю)). Это первое что мне попалось с 2р, многие не сторонники китайских изделий в ожидании такой коммутации и если-бы появилось что-то от наших производителей уже-бы было известно.
Видеообзор нужен, жду!
Спасибо, что держишь в курсе новинок!
Обзор в планах, даже не знаю когда будет. Пошла какая-то черная полоса, ничего не успеваю. Тут еще монитор накрылся, ремонта прибавилось. Был еще монитор в запасе, но как оказалось его тоже нужно ремонтировать, пока подключил телевизор.
У меня Али почему-то указанную вами модель не находит. Зато есть вот такая: TOMPD-63WIF С ч/б жки.
Описание
Номинальное напряжение: 85-300 В; Частота: 50 Гц/60 Гц
Активное время: 1-30 с (регулируется) (По умолчанию: 1 с)
Время повторного подключения: 1-500 с (регулируется) (По умолчанию: 5S)
1. Пульт дистанционного управления ВКЛ/ВЫКЛ в любое время из любого места по телефону.
2. Просмотрите ток, напряжение, ток утечки, общий кВтч на телефоне.
3. Функция таймера в приложении Smartlife TUYA.
4. Можно установить перенапряжение/Пониженное напряжение/перегрузку по току/ток утечки/температуру/в приложении или можно установить их вручную
5. Защита от пониженного напряжения 85-220 В (регулируемая) (по умолчанию: 170 В)
6. Защита от перенапряжения 110-300 В (регулируемая) (по умолчанию: 275)
7. Защита от перегрузки по току 1A-63A (регулируемая) (по умолчанию: 63A)
8. значение защиты от утечки: 10-300 мА
9. Предоплаченная функция
10. Потребляемая мощность менее 2 Вт
Примечание: Этот измеритель поддерживает только беспроводную сеть 2,4G, а не 5G.
И вопрос: как подключается это реле к Wi-Fi ? Т.е оно работает через роутер или само создает точку доступа?
Ну описание такое-же. Вот ссылка где брал (TOMZN Official Store), длинную сократил и не знаю откроется ли
https://aliexpi.com/4gQ1
Там на странице тоже с ч/б монитором, а пришел с цветным. Цветной красивее и всего-то, но без подсветки ничего невидно. В случае перегорания подсветки с ч/б можно пользоваться дальше, а с цветным нет.
Как подключается есть в руководстве (что непонятно спрашивайте). Работает через роутер, иначе как управлять… с любой точки земного шара.
Да, по ссылке переходит, проверил.
По активной нагрузке возможно из-за роста сопротивления в холодном и нагретом тэне принимает как сдвиг фазы между током и напряжением.